на главную
Левая скобка Ледолазание в Рюкане, зима 2010 Правая скобка


Ледолазание в Рюкане. Одна из многочисленных сосулек в ущелье.


Общая информация
Как добраться
Где жить
Местные магазины
Лед и ледовые каскады
    Krokan
    Upper Gorge
    Vemork Bridge
    Lower Gorge
    Rjukan centre и Svadde
    Bølgen area
    Mæl
Дополнительная культурная программа



Разделитель

top



Общая информация

Крупнейший ледовый район в южной Норвегии находится в долине реки Måna вблизи городка Rjukan, в 120км к западу от Осло. На 24-х километровом участке речного каньона вокруг городка и выше на северных склонах горы Gausta намерзает более 150 сосулек. Местами лазить можно прямо с парковок вдоль трассы №37, например, на каскады Svingfoss (WI4) и Ett konstverk (WI5-7). В 11 км выше по течению от Рюкана реку перегораживает плотина, в результате протяженный участок мощного горного русла большую часть года находится в полуобсохшем состоянии. Зимой река ниже плотины замерзает, что позволяет легко и относительно безопасно подойти к ледовым каскадам в ущелье.

Ett konstverk вариант WI 5. При лазании нужно опасаться машин.
Ett konstverk вариант WI 7.
Svingfoss WI 4. Очень удобная разминочная сосулька прямо на парковке.

Место довольно популярное среди европейских ледолазов. Основной наплыв народа наблюдается в феврале, когда в Рюкане проходит ежегодный ледовый фестиваль. Общую информацию по району можно найти на сайте туристического офиса Рюкана и непосредственно в самом офисе, по приезду. Там можно набрать кучу брошюр об истории и местных достопримечательностях. Обзорную статью о рюканском льде можно посмотреть здесь, а в специальном сообществе facebook`а можно узнать актуальные ледолазные новости и текущее состояние льда. Гайдбук по району заказывают через этот сайт или покупают на месте в спортивных магазинах и гостиницах.

Долина реки Mana.
Схема секторов. Взято <a href="http://info.rockrun.com/articles/rjukan-norway-an-ice-climbers-dream.html">здесь</a>.
Каньон реки Mana.


Разделитель

top



Как добраться

В Осло мы летели авиакомпанией Air Baltic примерно за 1700 руб с человека туда-обратно. Пожалуй, это худшая авиакомпания в мире, зато билеты дешевые :) Перелет с пересадкой в Латвии. Два часа до Риги на 737 боинге и еще два на винтовом фокере до Осло. Пересадка в Риге долгая, по дороге туда мы успели погулять по ночному городу в 20-ти градусный мороз. Обратно летели два раза на фокере, трясло и тарахтело очень сильно! На борту кормили только за деньги, причем все нереально дорого - 10 евро за микробутерброд. К тому же авиакомпания не принимает свою родную латвийскую валюту, а только евро. При том, что местный лат - валюта дорогая, раза в полтора дороже евро, и спихнуть остатки прибалтийских денег очень хотелось.

Ночная Рига.
Рига. Домский собор..
Рига. Дом Черноголовых..

Проще всего ехать из Осло, на автобусе или машине. Автобус "Rjukanexpress" ходит несколько раз в день - расписание тут. Судя по ценам, аренда машины С-класса получится всего лишь слегка дороже. Если все же ехать на автобусе, то нужно готовиться или к ежедневным переходам от гостиницы до сосулек, или к ожиданию автобуса на редких остановках общественного транспорта.

По дороге в Рюкан.
Зимний лес в Норвегии.
Едем Рюкан. В кадре взятые напрокат машинки.

Мы добирались до места на машине, взятой напрокат в аэропорту Осло. Оказывается, это просто и доступно. На восемь человек мы взяли напрокат две машинки, дизельный Ford Focus с "ручкой" и гибридную Toyota Prius. Машины брали в компании Europ Car. Форд стоил 417 евро + 500 NOK залога, который вернули не полностью, так как списали часть денег пошла на оплату проезда по платным участкам дороги. Тойота стоила чуток подороже, так как считается машиной с автоматической трансмиссией. Об оплате штрафов и проезда платных дорог и туннелей стоит упомянуть особо. Дело в том, что когда вы едете по дороге нигде не написано, сколько Вам предстоит заплатить за тот или иной участок дороги. При этом в прокатной машине установлен специальный маячок, благодаря которому Ваше авто распознается и с Вас удерживают соответствующую сумму. Для водителя это совершенно незаметный процесс, так мы, блуждая, пять раз въехали в центр города Осло и заплатили за это 125 местных денег. Узнали мы об этом уже дома :)

Домики норвегов. Красный - теплый,зимний. Белый - холодный, летний.
Зимняя Норвегия.
Типичная дорога в Норвегии.

Что касается дорог и особеностей вождения то тут все относительно просто, хоть и не без приколов. Дороги очень хорошие, если не сказать отличные, однако скорость в основном ограничена 80 километрами в час, что выглядит как издевательство. На крупных трассах, вблизи Осло есть участки где можно ехать и 110, но их мало. Кстати, дисциплинированные поодиночке норвеги, оказываясь на магистралях ведут себя также как русские - тапку в пол и при разрешенной скорости в 90 км/час поток спокойно идет 120 и никто не запаривается. Мы тоже нарушали и нас не оштрафовали :) Если на дороге стоит камера и радар - то метров за 600-800 от его обязательно есть предупреждающий знак. Говорят, полиция устраивает засады на лихачей, но мы такого не видели. Еще одна особенность. В Норвегии недолюбливают шипы, а реагенты на дороги не сыплют вовсе. Поэтому несмотря на активную расчистку, зимой на дороге почти всегда есть снежок и/или ледок. Короче, местами, особенно подальше от цивилизации (где-нибудь в районе сектора Upper Gorge) бывает очень неприятно. Более того, существует реальная возможность застрять на какой-нибудь малопосещаемой или просто нечищеной парковке. У нас были серьезные проблемы, когда мы пытались выбраться на трассу от моста, ведущего к электростанции Vemork. Так что можно посоветовать не пренебрегать цепями противоскольжения, которые доступны в качестве опции во многих прокатных конторах.

Стоянка на берегу озера Тинн.
Непогода. Дорога вдоль озера Тинн.
Обледенелая дорога недалеко от Рюкана.

Норвеги - народ экономный. Поэтому дороги у них узкие. Если Вы едете по дороге с одной полосой в каждую сторону, то это значит, что в Вашем распоряжении ровно три метра дорожного полотна - от осевой до железного отбойника. Основной прикол заключается в том, что по дороге на большой скорости ездят снегоуборочные монстры, оборудованные трехметровыми ножами, которые, ессно, не влезают в их полосу и заметно торчат на встречную. По началу эмоций масса, потом привыкаешь :) Ориентировались мы в основном при помощи GPS-навигатора и проги IGO 7. Советуем именно ее, так как карты Европы в ИГО просто замечательные. В частности Вам не придется гадать, нарушаете ли Вы скоростной режим. ИГО, по крайней мере про Норвегию, знает все! Правда, когда навигатор дохнет случаются конфузы. Так, в Осло основные транспортные артерии проходят под землей, да к тому же, когда мы возвращались в город погода испортилась и навигатор стал работать неустойчиво. Ориентироваться под землей в абсолютно незнакомом городе, даже с картой непросто. Так что не полагайтесь на GPS полностью! И еще один момент - это правила проезда перекрестков с круговым движением, которых в Норвегии просто дохрена. В Норвегии преимущество имеет тот, кто уже едет по кругу, а не тот кто на него въезжает. Знаки, конечно, стоят, но мы с непривычки чуть не впилились в ауди :)

Озеро Тинн. На берегу живут норвеги.
Гауста. Ночной снимок.
Озеро Тинн, распогодилось.


Разделитель

top



Где жить

Зимняя инфраструктура в долине Рюкана развита даже лучше, чем летняя. Вдоль дороги над ущельем расположено несколько постоялых дворов, как в самом Рюкане, так и в его окрестностях. Список гостиниц можно найти на Рокфаксе. Мы рассматривали два бюджетных варианта: гостиница Climb Inn Rjukan, расположенная рядом с наиболее богатым маршрутами Upper Gorge`м, а также большой кемпинг с отдельными зимними домиками Rjukan Hytte -og Caravanpark, расположенный довольно далеко от хороших лазательных участков, в пяти километрах до въезда в город. Мы выбрали второй вариант по трем причинам. Во-первых, цена на домик Loftstogo оказалась наиболее выгодным предложением по району (учитывая, что он рассчитан на 8 человек, а нас было как раз столько). Во-вторых, наличие в домике кухни позволило готовить самостоятельно из продуктов, привезенных из Москвы или купленных в местных супермаркетах (со скидками :) ), в то время как в Climb Inn Rjukan кухни нет, а цена на питание в столовой реально пугает. В-третьих, решение взять напрокат машины полностью устранило все неудобства в расположении кемпинга.

Домики в кемпинге Rjukan Hytte -og Caravanpark.
Домики в нашем кемпинге.
Loftstogo - домик в котором мы жили. Кэмпинг называется Rjukan Hytte -og Caravanpark.
Кемпинг Rjukan Hytte -og Caravanpark.

С бронированием домика в Rjukan Hytte -og Caravanpark возникла довольно неожиданная для Европы проблема - они не принимают оплату кредитной картой по интернету. Деньги нужно переводить через банк, причем заплатить сразу 60% от полной стоимости проживания, и при этом в норвежских кронах. В родном Сбербанке нужного количества крон наличными, конечно, не оказалось, так что пришлось открывать сберкнижку и счет в кронах, а потом уже с него переводить деньги кемпингу. Дальше последовала напряженная неделя ожидания поступления денег на счет кемпинга с постоянной перепиской и убеждением хозяев не отменять нашу бронь даже если деньги запоздают. Но все обошлось, и за день до отмены брони бабло норвеги получили.

Норвегия. Зима. Скоро закат..
Облака.
Зимнее солнце Норвегии.


Разделитель

top



Местные магазины

Всю основную еду (типа круп и макарон) и крепкого алкоголя мы везли с собой. Но удержаться от покупки мяса, колбасы, семги и, конечно, пива в рюканских магазинах мы не смогли. В общем, по ценам все магазины примерно равны, но мы обычно закупались в супермаркете "Rimi", в основном из-за того, что это самый крупный магазин, и выбор там, соответственно, больше.

Рюкан.Центр городка..
Винный магаз в центре Рюкана.

На некоторые товары в магазинах каждый день устанавливаются специальные сниженные цены, тогда-то мы их и покупали. В целом, потратив немного времени, можно отовариться по ценам всего раза в 2 выше московских (при том, что обычно цены выше раз в 5). Если привезенного алкоголя не хватит, а его, понятное дело, не хватит, то в Рюкане есть специальный алкогольный госмагазин - Vinmonopolet (в том же доме, что и "Рими"), но цены опять же кусаются.



Разделитель

top



Лед и ледовые каскады

Тем, кто первый раз едет в Норвегию, надо обратить внимание на несколько нюансов. Во-первых, как и везде в Европе, здесь не принято шуметь на маршрутах. Европейские ледолазы делают все четко и молча, так что на истошно орущих "закрепи" смотрят с непониманием. А за ор вблизи жилых домов на выходных вообще могут оштрафовать. Во-вторых, зимой в Норвегии бывает очень много рыхлого снега, так много, что на пологих участках склона можно провалиться с головой. В-третьих, под снегом часто бывает лед, так что на спусках лучше заранее одевать кошки.

Лазаем по льду на WI 5.
Снега много - можно провалиться. В долине реки Mana.
Лазаем по льду на WI 4.
Природа Рюкана. Склон каньона реки Mana.


Разделитель

top



Krokan

Первый сектор "ледового эльдорадо" Рюкана расположен в 9 км от центра городка. Подход ко всем каскадам, намерзающим на стенках каньона реки, начинается с парковки после выезда из туннеля и занимает не больше 20-30 мин. Всего здесь имеется 11 ледовых маршрутов WI 2-5, 14 микстовых до M 10- и 2 пробитых драйтулинга, включая известный "Fission" сложностью D 10. Все маршруты короткие, не длиннее 30 м, старт прямо с берега замерзшей реки.

Артем лезет Vemorkbrufoss Ost WI4.
Лазаем по льду и рекламируем Siverу :).
Рюкан. Норвегия.. Лазаем по льду.


Разделитель

top



Upper gorge

Ниже река падает 120-метровым водопадом в глубокое ущелье с отвесными стенками. Здесь ощущается особый суровый микроклимат, часто дуют сильные ветра. В этом секторе сосредоточены самые известные и пафосные каскады района, в основном длиной в 3-4 веревки. Классифицирован 21 ледовый маршрут сложностью WI 3-7 и 5 микстовых от М 5 до М 7.

Вид на Верхнее ущелье. Вдалеке виден поселок Ваэр.
Устрашающий спуск в ущелье в районе Upper Gorge с парковки. Нужна длинная веревка!
Вид на Верхнее ущелье.

Подход под сосульки, к сожалению, не такой простой, как в других секторах. Попасть в верхнее ущелье можно либо по тропе вдоль реки из нижележащего сектора (40-60 мин), либо спустившись по распадку, который начинается сразу от дороги после ее выхода из туннеля (от той же парковки, что и в Krokan`е), это 8,5 км от центра Рюкана. В гайде дословно предлагается "go down the gully abseiling from trees, and if necessary make one more abseil from the single bolt below". На практике это 150-метровый сброс, который в середине зимы оказался засыпан снегом по пояс. Где там одинокий шлямбур перед сбросом, одному богу известно. Если нет желания барахтаться в снегу, то придется дюльферять по обледеневшему кулуару левее, но деревьев там нет. В общем, нужны 2 веревки или одна 100-метровая, иначе можно удюльферяться.

Начало каскада сложностью WI6.
Органный лед.
Vemorkbrufoss Vest WI 5. Вид с моста.

Вверху ущелье замыкает огромный, трехверевочный Rjukanfossen WI 4. Справа от него очень приятный также трехверевочный Verdens Ende WI 5 с 12-м столбом внизу и тонким вертикальным льдом в камине на выходе. В некоторые, особо малоледные годы на выходе может быть даже микст. А слева от Rjukanfossen`а - Lipton, "ice that fascinates you"! Это 4 веревки WI 7 с двумя висящими колоннами, верхняя из которых любит отваливаться :) Вот видео как это лазали, а это вид на верх ущелья.

Lipton WI 7. Самый главный каскад района.
Rjukanfossen WI 4.  Самый большой каскад сектора.
Верхняя часть Verdens Ende WI 5. Выход очень неприятный.

Простейший путь вылаза из ущелья - трехверевочный Juledagsfossen WI 4, который выводит прямо к автомобильному туннелю (на видео в самом начале). Ниже, за поворотом каньона находятся мощнейшая 5-ти веревочная сосулька Juvsøyla WI 6, а в соседнем распадке - широкий каскад Trappfoss WI 4 с удобной полкой посередине. Дальше по сектору есть еще 10 каскадов, особо выделить из которых можно, пожалуй, также трехверевочный Nye Vemorkfoss WI 5, выводящий прямо к дороге перед электростанцией.

Левее центра во внутреннем углу Juvsoyla WI 6, справа Trappfoss WI 4.
Juledagsfossen WI 4. Верхняя станция прямо на опорах тоннеля.
Lipton WI 7. Снизу люди :)


Разделитель

top



Vemork bridge

Ниже ущелье расширяется и становится менее глубоким. На его правой стороне стоит маленький поселок Våer, а чуть дальше от края ущелья - электростанция-музей Vemork. К музею от основной дороги через каньон перекинут пешеходный мост. А под мостом в ущелье расположены 5 отличных двухверевочных каскадов сложностью 4-5 и две длинные одноверевочные сосульки WI 4. Еще в гайде указаны 3 простые сосульки, но они какие-то совсем невзрачные. Сектор очень популярный, поэтому даже не в сезон можно попасть в очередь на маршрут.

Мост Веморк.
Ущелье, вид с моста.
Поселок Ваэр.

Прямо перед мостом есть парковка, от Рюкана до нее 5.8 км. Спуск к парковке от главной дороги проходит по крутому серпантину, поэтому в гололед машину проще оставить сверху. У нас возникли проблемы с выездом. Далее пешком к мосту и оттуда направо по тропе через кусты вниз к реке. На подходы уйдет менее 30 мин. Местные ледолазы, чтобы не ходить по тропе, любят дюльферять в каньон прямо с моста - полных 50 м как раз хватает.

Vemorkbrufoss Ost WI 4. Располагается слева под мостом.
С моста можно дюльфернуть - хватает 50 метров.
Vemorkbrufoss Vest WI 5. Расположен справа под мостом, выглядит страшно!

Мост со стороны электростанции обрамляют очень большие ледопады, слева - несложный ступенчатый Vemorkbrufoss Øst WI 4, справа - почти вертикальный Vemorkbrufoss Vest WI 5. Левее за поворотом 45-метровые сосульки WI 4 - Host и Sir Psyko; подход к ним не длинный, но проходит по крутому снежному склону и может быть лавиноопасен. С противоположной стороны ущелья почти на улицу Våer`а от реки выводят сразу три 70-метровых каскада, намерзающих в узких крутых кулуарах - Tungtvann, Shit happens и Shit happens again. Они оценены в WI 4, но по субъективным ощущениям сосульки сложнее.

Норвегия. Рюкан. Каскад Hark, WI 3.
Норвегия. Рюкан. Host WI 4.
Слева Shit happens again WI 4, справа Shit happens WI 4.


Разделитель

top



Lower Gorge

На последних 1.5 км ущелье не такое глубокое, как выше по течению. Здесь вдоль реки располагаются 14 небольших ледовых каскадов сложностью 3-5 (в основном WI 3) с мягким и мокрым льдом. Еще три двухверевочных каскада намерзают в кулуарах склона горы Гауста над ущельем. Сектор отлично подходит для разминки и знакомства с районом, а тем, кто приехал лазать с тяпками в первый раз, здесь хватит разнообразных сосулек, чтобы научиться. Для Lower gorge в сети даже выложен бесплатный гайд.

Kort og Godt WI 4.
Вид на Hjemreisen area. Самая большая сосулька - Hjemreisen WI 4.
Норвегия. Рюкан. Каскад Trippel WI 4.

Сосульки сектора собраны в две группы, доступные с двух парковок, расположенных в километре друг от друга. На первой парковке в 3.3 км от центра Рюкана зимой расчищают площадку всего под 2-3 машины. С первого раза русский человек вообще не догоняет, что это парковка :) С нее 10 минут пути до 7 простых каскадов в Hjemreisen Area. Самая известная и сложная сосулька местечка - Hjemreisen - суровая WI 4. Сверху есть еще 2 длинных каскада, но подойти к ним можно только по старой дороге, идущей с противоположной стороны реки от Веморка, а это очень утомительно.

Норвегия. Рбкан. Каскад LP-plata WI 3.
Норвегия. Рюкан. Каскад Hjemreisen WI 4.
Норвегия. Рбкан. Двухверевочный каскад Knerten WI 3.

Вдоль реки мимо симпатичной двухверевочной Swiss army WI 4 или со следующей большой парковки можно подойти под дальнюю группу каскадов. Самым интересным из них является Camillas foss WI 3. Pentium и Skrotfossen в гайде перепутаны местами.

Сamillas foss WI 3.
Двухверевочный каскад Swiss army WI 4-5.
Каскад Skrotfossen WI 3.


Разделитель

top



Rjukan centre и Svadde

В районе города лед намерзает на склонах долины в 100-150 метрах над рекой. Здесь есть множество выходов скал, где образуются сосульки разной крутизны и длины. В гайде имеются описания 25 каскадов вокруг самого центра Рюкана и еще 9-ти - чуть дальше, над пригородом. Реально достойных и красивых каскадов где-то половина. Остальное представляет собой обледенелый склон в лесу и выглядит совершенно не круто :) Зато лазание в центральном секторе требует более серьезной организации процесса, чем в ущелье. По-сути, здесь получаются мини альпинистские восхождения. За редким исключением к сосулькам ведут довольно длинные и изнурительные подходы, сам лед обычно длинный, до 7-8 веревок. Спуски либо по пути подъема, либо с долгой ишачкой по пояс в снегу.

Левый склон долины над Рюканом.
Electrosylen WI 4, вид из Рюкана. Самая близкая к городу сосулька.
Слева - верх от Hobnobs WI 3, справа - Electrosylen WI 4.

От площади Рюкана с центральным супермаркетом и винмонополеном можно быстро подойти под 2 мультипитчевых каскада: не очень красивый Hobnobs WI 3 и довольно серьезный Electrosylen WI 4. Со следующей площади можно выйти еще к 3 широким сосулькам, расположенным чуть повыше: Helt OK WI 5, Harde Tider WI 5 и Fabrikkfossen WI 3. Эти каскады предполагают несколько вариантов прохождения.

Слева Gammel Nok WI 4, дальше с ширмой Helt Ok WI 5,за углом по кулуару Harde Tider WI 5, справа большой Fabrikfossen WI 3.

Остальные сосульки сектора расположены выше по склонам, и идти до них как-то тяжеловато. Отметить среди них можно широкий трехверевочный Svaddefossen WI 4 на въезде в город. Спуск с него относительно легкий, по кустам. Еще несколько неплохих сосулек есть под вершиной Гаусты. В хорошую погоду туда можно заехать по крутому серпантину. В год нашего визита сделать этого не получилось - помешал гололед.

Гауста.


Разделитель

top



Bølgen area

За 7 км до въезда в Рюкан посетителей долины встречает первая группа впечатляющих каскадов на правом орографическом склоне долины. С огромных бараньих лбов стекают 5 сосулек длиной от 100 до 140 метров: трехверевочный устрашающий Sjedenheten WI 5, самый длинный в группе To Menn og et Foster - жесткая WI 4, Bølgen WI 3, и чуть дальше - тонкий лед Plaster på Såret WI 3 и Isfest WI 3. В некоторые годы правее группы еще намерзает Solbærtoddy WI 7 с висящей колонной посередине. На все это ледовое великолепие можно любоваться прямо из окна домика в кемпинге Caravanpark.

Слева недомерзший каскад Sjedenheten WI 5, длинный To Menn WI 4, чуть дальше Bolgen WI 3, справа за кустом Plaster и Isfest WI 3.

Попасть под сосульки относительно просто, так как с другой стороны реки тоже есть дорога, переехать на нее с основной трассы (37) можно по ближайшему мосту в 1 км от Караванпарка (6 км от центра Рюкана). Прямо под сосульками парковка, от нее по снежному склону вверх 30-60 мин, в зависимости от количества снега. Спуск со всех каскадов, к сожалению, по пути подъема. Кстати, сразу после моста есть еще одна парковка, а над ней огромный 9-ти веревочный Kvitåa WI 2 с несколькими вариантами прохождения.

Каскад To Menn og et Foster WI 4.
Дюльфер с одной из сосулек в Lower Gorge.
Каскад Kvitaa WI 2.


Разделитель

top



Mæl

Для желающих полазить длинный лед вдалеке от цивилизации в 14 км от Рюкана есть замечательный горный цирк над крохотным поселком Mæl. Со склонов над цирком прямо до его подножья стекают 5 отличных сосулек длиной в 2-4 веревки. Сложность варьирует от WI 3 до полноценных 6. Из цирка открываются виды на озеро Tinn.

Цирк Мэла. Isroser - варианты WI 3-4 и Haugfossen - варианты WI 4-6.

Чтобы попасть в цирк, необходимо проехать по трассе №37 вдоль берега озера до поворота на старую лесовозную дорогу. Это примерно в 2.5 км за Мэлом и в 16 км от Рюкана. Машину нужно оставить на повороте, дальше пешком по дороге 3 км до крутого поворота влево-вверх. Отсюда отлично виден цирк. Попасть в него можно, приспустившись до сбросов и затем сдюльфернув по деревьям. Кошки желательно одеть заранее, на спуске встречаются выходы льда. Выбираться из амфитеатра Мэла придется по одному из ледовых маршрутов, а потом по краю цирка влево до лесовозной дороги. В крайнем случае можно спустится по ручью в деревню.

Zoidberg.
Все вместе.
Артем.


Разделитель

top



Дополнительная культурная программа

Помимо сосулек в окрестностях Рюкана есть и другие достойные внимания достопримечательности.

Лед на озере Тинн.
Озеро Тинн.

Центр городка вполне заслуживает того, чтобы погулять тут полчаса. Помимо посещения магазинов и винной монополии, можно потратить немного времени и на прогулку. Несколько в стороне от центра расположена массивная каменная церковь начала 20-го века, очень непохожая на те, которые стоят в окружающих поселках и городах.

Рюкан. Норвегия..
Каменная церковь в Рюкане.
Центральная улица Рюкана.

Возле самого городка расположен народный музей Tinn Museum, в котором собраны исторические фермерские постройки и предметы быта, характерные для этого региона. К сожалению, понять работает ли музей зимой, нам не удалось - когда мы пришли, в домике-кассе горел свет, но никто к нам не вышел и. Побродив немного вокруг старых сараев, мы убрались восвояси.

Народный музей Tinn. В музее собраны образцы хозяйственных построек и предметы сельского быта местного населения.
Норвежский жилой домик.

Можно предпринять попытку залезть на главную вершину окрестностей - Гаусту. В хорошую погоду с высоты 1883 метров открывается панорама 1/6 части всей Норвегии. Но это тоже скорее мероприятие на лето, поскольку зимой гора превращается в огромный сугроб и даже подъехать под начало подъема может быть проблематично, так как дорогу периодически перекрывают из-за снегопадов.

Гауста и дорога к Рюкану.
Гауста.
Гауста в облаках.

Если Вы приехали на машине, то можно съездить посмотреть на самую большую из сохранившихся каркасных деревянных церквей Норвегии, расположенную в городке Хеддале. Внутрь можно попасть только летом, но даже ради внешнего осмотра съездить все же стоит.

Фрагмент церкви в Хеддале.
Деревянная церковь в Хеддале. Недалеко от городка Хеддале в Норвегии расположена самая большая деревянная каркасная церковь в Норвегии.
Колоколенка. Расположена рядом с деревянной церковью в Хеддале.

Главная культурно-историческая достопримечательность окрестностей Рюкана располагается в Веморке, в пяти километрах выше по долине от города. Там на участке крутого падения реки компания Norsk Hydro в начале XX века построила огромную гидроэлектростанцию, которая, благодаря своей мощности, снабжала энергией развивающееся вокруг химическое производство.

Здание электростанции Vemork ночью.
Vemork. В машинном зале..

В 1934 году была построена новая электростанция, которая действует до сих пор. На тот момент она была самой большой в мире. Вместе с ней был построен завод по производству водорода, но помимо водорода, как побочный продукт электролиза, получалась тяжелая вода. Она-то и сыграла драматическую роль в истории городка. Во время Второй Мировой войны, завод использовался немцами для производства тяжелой воды для германской ядерной программы. За время войны попытки уничтожить электростанцию предпринимались англичанами и норвежским сопротивлением несколько раз. В октябре 42-го первый десант из четырех (!) норвежцев высадился к западу от Рюкана. Их основной задачей была разведка, наблюдение за заводом и подготовка дальнейшей операции.

Одна из экспозиций музея Vemork.
Машинный зал электростанции Vemork.

Через месяц к ним из Британии вылетела диверсионная группа, которая и должна была атаковать и уничтожить завод в Веморке. Но планеры диверсионной группы разбились в норвежских горах, а выжившие были схвачены и расстреляны немцами. Новая группа успешно высадилась в феврале 43-го. Эта операция прошла абсолютно успешно, и цех по производству тяжелой воды был взорван. Однако повреждения были не очень серьезны, и в том же году работа на заводе была налажена вновь. Но тут уже за дело взялись американцы и накрыли Веморк бомбовым ударом. 16 ноября 140 американских летающих крепостей сделали дальнейшее использование завода невозможным. Немцы были вынуждены покинуть Веморк, прихватив с собой уже произведенную воду. Вывоз воды осуществлялся по узкоколейной железной дороге, построенной Norsk Hydro в начеле века.

Пристань на озере Tinn.
Вагончики узкоколейки.

Но даже вывезти остатки тяжелой воды, немцам не дали. В ночь перед отправкой судна с пристани на Тиннском озере, оно было заминировано диверсантами и пущено ко дну вместе с грузом. Так закончилась эпопея с Рюканской тяжелой водой. Сейчас электростанция Веморка уже не функционирует по своему прямому назначению, в ней разместились сразу три музея. Маленький музейчик рабочего класса с фотографиями, документами и плакатами, показывающими жизнь пролетариата на примере строительства Рюкана и первых десятилетий работы в этих краях Norsk Hydro.

Экспозиция пролетарского музея в Веморке.
Плакат времен Второй Мировой войны.
Пульт уравления.

Большой музей посвящен Второй Мировой войне, Веморкской диверсии и производству тяжелой воды. В зале установлены экспозиции с ростовыми манекенами, изображающими сцены разных моментов операции. Основной машинный зал станции сохранен в своем первозданном виде, и можно погулять между турбинами и прочими механизмами.

Турбины электростанции Vemork.
ЭВМ.

Железная дорога и пристань, которые использовались для перевозки тяжелой воды, тоже сохранились. Возле пристани выставлены старые вагончики узкоколейки.

Пристань на озере Тинн. Видно что к причалу подходят пути узкоколейки.
Вагон.
Цистерна.

А самое главное, что зимой в Норвегии просто красиво, и в качестве отдыха от напряженного лазанья можно прогуляться вдоль дороги до Тиннского озера и дальше вдоль его берега, в солнечную погоду виды на озеро очень хороши.

Озеро Тинн. Вид с дороги на Рюкан в хорошую погоду.
Туман над озером Тинн.
Tinn Lake.
Tinn Lake. Вид на озеро с берега у развилки на Рюкан.


Разделитель

2010-08-04 11:14:02   Олег:

Тоже захотелось туда съездить)



Правый стоп Ваше имя: Левый стоп
Ваш комментарий:

Введите текст, который Вы
видите на картинке:

Искаженная надпись

Разделитель
Картинка из Футурамы
Вкусно!
- Спасибо! Мои собственные!!!


PageRank Яндекс ТИЦ Valid HTML 4.01 Transitional