Общая информация
Как добраться
Где жить
Местные магазины
Лед и ледовые каскады
Krokan
Upper Gorge
Vemork Bridge
Lower Gorge
Rjukan centre и Svadde
Bølgen area
Mæl
Дополнительная культурная программа
top
Общая информация
Крупнейший ледовый район в южной Норвегии находится в долине реки Måna вблизи городка Rjukan,
в 120км к западу от Осло. На 24-х километровом участке речного каньона вокруг городка и выше на северных склонах
горы Gausta намерзает более 150 сосулек. Местами лазить можно прямо с парковок вдоль трассы №37, например, на
каскады Svingfoss (WI4) и Ett konstverk (WI5-7). В 11 км выше по течению от Рюкана реку перегораживает плотина,
в результате протяженный участок мощного горного русла большую часть года находится в полуобсохшем состоянии.
Зимой река ниже плотины замерзает, что позволяет легко и относительно безопасно подойти к ледовым каскадам в
ущелье.
Место довольно популярное среди европейских ледолазов. Основной наплыв народа наблюдается в
феврале, когда в Рюкане проходит ежегодный ледовый фестиваль. Общую информацию по району можно найти на сайте
туристического офиса Рюкана и непосредственно в самом офисе,
по приезду. Там можно набрать кучу брошюр об истории и местных достопримечательностях. Обзорную статью о
рюканском льде можно посмотреть здесь, а
в специальном
сообществе facebook`а
можно узнать актуальные ледолазные новости и текущее состояние льда. Гайдбук по району заказывают через
этот сайт или покупают на месте в спортивных
магазинах и гостиницах.
top
Как добраться
В Осло мы летели авиакомпанией Air Baltic примерно за 1700 руб с
человека туда-обратно. Пожалуй, это худшая авиакомпания в мире, зато билеты дешевые :)
Перелет с пересадкой в Латвии. Два часа до Риги на 737 боинге и еще два на винтовом
фокере до Осло. Пересадка в Риге долгая, по дороге туда мы успели погулять по ночному
городу в 20-ти градусный мороз. Обратно летели два раза на фокере, трясло и тарахтело
очень сильно! На борту кормили только за деньги, причем все нереально дорого - 10 евро
за микробутерброд. К тому же авиакомпания не принимает свою родную латвийскую валюту,
а только евро. При том, что местный лат - валюта дорогая, раза в полтора дороже евро,
и спихнуть остатки прибалтийских денег очень хотелось.
Проще всего ехать из Осло, на автобусе или машине. Автобус "Rjukanexpress"
ходит несколько раз в день - расписание
тут.
Судя по ценам, аренда
машины С-класса получится всего лишь слегка дороже. Если все же ехать на автобусе, то нужно готовиться или к
ежедневным переходам от гостиницы до сосулек, или к ожиданию автобуса на редких остановках общественного
транспорта.
Мы добирались до места на машине, взятой напрокат в аэропорту Осло. Оказывается, это просто
и доступно. На восемь человек мы взяли напрокат две машинки, дизельный Ford Focus с "ручкой" и гибридную Toyota
Prius. Машины брали в компании Europ Car. Форд стоил 417 евро + 500 NOK залога, который вернули не полностью,
так как списали часть денег пошла на оплату проезда по платным участкам дороги. Тойота стоила чуток подороже,
так как считается машиной с автоматической трансмиссией. Об оплате штрафов и проезда платных дорог и туннелей
стоит упомянуть особо. Дело в том, что когда вы едете по дороге нигде не написано, сколько Вам предстоит
заплатить за тот или иной участок дороги. При этом в прокатной машине установлен специальный маячок, благодаря
которому Ваше авто распознается и с Вас удерживают соответствующую сумму. Для водителя это совершенно незаметный
процесс, так мы, блуждая, пять раз въехали в центр города Осло и заплатили за это 125 местных денег. Узнали мы
об этом уже дома :)
Что касается дорог и особеностей вождения то тут все относительно просто, хоть и не без приколов.
Дороги очень хорошие, если не сказать отличные, однако скорость в основном ограничена 80 километрами в час, что
выглядит как издевательство. На крупных трассах, вблизи Осло есть участки где можно ехать и 110, но их мало. Кстати,
дисциплинированные поодиночке норвеги, оказываясь на магистралях ведут себя также как русские - тапку в пол и при
разрешенной скорости в 90 км/час поток спокойно идет 120 и никто не запаривается. Мы тоже нарушали и нас не
оштрафовали :) Если на дороге стоит камера и радар - то метров за 600-800 от его обязательно есть предупреждающий
знак. Говорят, полиция устраивает засады на лихачей, но мы такого не видели. Еще одна особенность. В Норвегии
недолюбливают шипы, а реагенты на дороги не сыплют вовсе. Поэтому несмотря на активную расчистку, зимой на
дороге почти всегда есть снежок и/или ледок. Короче, местами, особенно подальше от цивилизации (где-нибудь в районе
сектора Upper Gorge) бывает очень неприятно. Более того, существует реальная возможность застрять на какой-нибудь
малопосещаемой или просто нечищеной парковке. У нас были серьезные проблемы, когда мы пытались выбраться на трассу
от моста, ведущего к электростанции Vemork. Так что можно посоветовать не пренебрегать цепями противоскольжения, которые
доступны в качестве опции во многих прокатных конторах.
Норвеги - народ экономный. Поэтому дороги у них узкие. Если Вы едете по дороге с одной полосой в
каждую сторону, то это значит, что в Вашем распоряжении ровно три метра дорожного полотна - от осевой до железного
отбойника. Основной прикол заключается в том, что по дороге на большой скорости ездят снегоуборочные монстры,
оборудованные трехметровыми ножами, которые, ессно, не влезают в их полосу и заметно торчат на встречную. По началу
эмоций масса, потом привыкаешь :) Ориентировались мы в основном при помощи GPS-навигатора и проги IGO 7. Советуем
именно ее, так как карты Европы в ИГО просто замечательные. В частности Вам не придется гадать, нарушаете ли Вы
скоростной режим. ИГО, по крайней мере про Норвегию, знает все! Правда, когда навигатор дохнет случаются конфузы.
Так, в Осло основные транспортные артерии проходят под землей, да к тому же, когда мы возвращались в город
погода испортилась и навигатор стал работать неустойчиво. Ориентироваться под землей в абсолютно незнакомом городе,
даже с картой непросто. Так что не полагайтесь на GPS полностью! И еще один момент - это правила проезда
перекрестков с круговым движением, которых в Норвегии просто дохрена. В Норвегии преимущество имеет тот,
кто уже едет по кругу, а не тот кто на него въезжает. Знаки, конечно, стоят, но мы с непривычки чуть не
впилились в ауди :)
top
Где жить
Зимняя инфраструктура в долине Рюкана развита даже лучше, чем летняя. Вдоль дороги над ущельем
расположено несколько постоялых дворов, как в самом Рюкане, так и в его окрестностях. Список гостиниц можно найти
на Рокфаксе. Мы рассматривали два бюджетных
варианта: гостиница Climb Inn Rjukan, расположенная рядом с наиболее
богатым маршрутами Upper Gorge`м, а также большой кемпинг с отдельными зимними домиками
Rjukan Hytte -og Caravanpark, расположенный довольно далеко от хороших
лазательных участков, в пяти километрах до въезда в город. Мы выбрали второй вариант по трем причинам. Во-первых,
цена на домик Loftstogo оказалась наиболее
выгодным предложением по району (учитывая, что он рассчитан на 8 человек, а нас было как раз столько). Во-вторых,
наличие в домике кухни позволило готовить самостоятельно из продуктов, привезенных из Москвы или купленных в местных
супермаркетах (со скидками :) ), в то время как в Climb Inn Rjukan кухни нет, а цена на питание в столовой
реально пугает. В-третьих, решение взять напрокат машины полностью устранило все неудобства в расположении
кемпинга.
С бронированием домика в Rjukan Hytte -og Caravanpark возникла довольно неожиданная для Европы
проблема - они не принимают оплату кредитной картой по интернету. Деньги нужно переводить через банк, причем заплатить
сразу 60% от полной стоимости проживания, и при этом в норвежских кронах. В родном Сбербанке нужного количества крон
наличными, конечно, не оказалось, так что пришлось открывать сберкнижку и счет в кронах, а потом уже с него переводить
деньги кемпингу. Дальше последовала напряженная неделя ожидания поступления денег на счет кемпинга с постоянной
перепиской и убеждением хозяев не отменять нашу бронь даже если деньги запоздают. Но все обошлось, и за день до
отмены брони бабло норвеги получили.
top
Местные магазины
Всю основную еду (типа круп и макарон) и крепкого алкоголя мы везли с собой. Но удержаться от
покупки мяса, колбасы, семги и, конечно, пива в рюканских магазинах мы не смогли. В общем, по ценам все магазины
примерно равны, но мы обычно закупались в супермаркете "Rimi", в основном из-за того, что это самый крупный
магазин, и выбор там, соответственно, больше.
На некоторые товары в магазинах каждый день устанавливаются
специальные сниженные цены, тогда-то мы их и покупали. В целом, потратив немного времени, можно отовариться
по ценам всего раза в 2 выше московских (при том, что обычно цены выше раз в 5). Если привезенного алкоголя
не хватит, а его, понятное дело, не хватит, то в Рюкане есть специальный алкогольный госмагазин - Vinmonopolet
(в том же доме, что и "Рими"), но цены опять же кусаются.
top
Лед и ледовые каскады
Тем, кто первый раз едет в Норвегию, надо обратить внимание на несколько нюансов. Во-первых,
как и везде в Европе, здесь не принято шуметь на маршрутах. Европейские ледолазы делают все четко и молча, так
что на истошно орущих "закрепи" смотрят с непониманием. А за ор вблизи жилых домов на выходных вообще могут
оштрафовать. Во-вторых, зимой в Норвегии бывает очень много рыхлого снега, так много, что на пологих участках
склона можно провалиться с головой. В-третьих, под снегом часто бывает лед, так что на спусках лучше заранее
одевать кошки.
top
Krokan
Первый сектор "ледового эльдорадо" Рюкана расположен в 9 км от центра городка. Подход ко всем
каскадам, намерзающим на стенках каньона реки, начинается с парковки после выезда из туннеля и занимает не больше
20-30 мин. Всего здесь имеется 11 ледовых маршрутов WI 2-5, 14 микстовых до M 10- и 2 пробитых драйтулинга,
включая известный "Fission" сложностью D 10. Все маршруты короткие, не длиннее 30 м, старт прямо с берега
замерзшей реки.
top
Upper gorge
Ниже река падает 120-метровым водопадом в глубокое ущелье с отвесными стенками. Здесь ощущается
особый суровый микроклимат, часто дуют сильные ветра. В этом секторе сосредоточены самые известные и пафосные
каскады района, в основном длиной в 3-4 веревки. Классифицирован 21 ледовый маршрут сложностью WI 3-7 и
5 микстовых от М 5 до М 7.
Подход под сосульки, к сожалению, не такой простой, как в других секторах. Попасть в верхнее
ущелье можно либо по тропе вдоль реки из нижележащего сектора (40-60 мин), либо спустившись по распадку, который
начинается сразу от дороги после ее выхода из туннеля (от той же парковки, что и в Krokan`е), это 8,5 км от центра
Рюкана. В гайде дословно предлагается "go down the gully abseiling from trees, and if necessary make one more
abseil from the single bolt below". На практике это 150-метровый сброс, который в середине зимы оказался засыпан
снегом по пояс. Где там одинокий шлямбур перед сбросом, одному богу известно. Если нет желания барахтаться в снегу,
то придется дюльферять по обледеневшему кулуару левее, но деревьев там нет. В общем, нужны 2 веревки или одна
100-метровая, иначе можно удюльферяться.
Вверху ущелье замыкает огромный, трехверевочный Rjukanfossen WI 4. Справа от него очень приятный
также трехверевочный Verdens Ende WI 5 с 12-м столбом внизу и тонким вертикальным льдом в камине на выходе. В
некоторые, особо малоледные годы на выходе может быть даже микст. А слева от Rjukanfossen`а - Lipton, "ice that
fascinates you"! Это 4 веревки WI 7 с двумя висящими колоннами, верхняя из которых любит отваливаться :) Вот
видео как это лазали, а это
вид на верх ущелья.
Простейший путь вылаза из ущелья - трехверевочный Juledagsfossen WI 4, который выводит прямо к
автомобильному туннелю (на видео в самом начале). Ниже, за поворотом каньона находятся мощнейшая 5-ти веревочная
сосулька Juvsøyla WI 6, а в соседнем распадке - широкий каскад Trappfoss WI 4 с удобной полкой посередине.
Дальше по сектору есть еще 10 каскадов, особо выделить из которых можно, пожалуй, также трехверевочный Nye
Vemorkfoss WI 5, выводящий прямо к дороге перед электростанцией.
top
Vemork bridge
Ниже ущелье расширяется и становится менее глубоким. На его правой стороне стоит маленький
поселок Våer, а чуть дальше от края ущелья - электростанция-музей Vemork. К музею от основной дороги через
каньон перекинут пешеходный мост. А под мостом в ущелье расположены 5 отличных двухверевочных каскадов сложностью
4-5 и две длинные одноверевочные сосульки WI 4. Еще в гайде указаны 3 простые сосульки, но они какие-то совсем
невзрачные. Сектор очень популярный, поэтому даже не в сезон можно попасть в очередь на маршрут.
Прямо перед мостом есть парковка, от Рюкана до нее 5.8 км. Спуск к парковке от главной дороги
проходит по крутому серпантину, поэтому в гололед машину проще оставить сверху. У нас возникли проблемы с выездом.
Далее пешком к мосту и оттуда направо по тропе через кусты вниз к реке. На подходы уйдет менее 30 мин. Местные
ледолазы, чтобы не ходить по тропе, любят дюльферять в каньон прямо с моста - полных 50 м как раз хватает.
Мост со стороны электростанции обрамляют очень большие ледопады, слева - несложный ступенчатый
Vemorkbrufoss Øst WI 4, справа - почти вертикальный Vemorkbrufoss Vest WI 5. Левее за поворотом 45-метровые
сосульки WI 4 - Host и Sir Psyko; подход к ним не длинный, но проходит по крутому снежному склону и может быть
лавиноопасен. С противоположной стороны ущелья почти на улицу Våer`а от реки выводят сразу три 70-метровых каскада,
намерзающих в узких крутых кулуарах - Tungtvann, Shit happens и Shit happens again. Они оценены в WI 4, но по
субъективным ощущениям сосульки сложнее.
top
Lower Gorge
На последних 1.5 км ущелье не такое глубокое, как выше по течению. Здесь вдоль реки располагаются
14 небольших ледовых каскадов сложностью 3-5 (в основном WI 3) с мягким и мокрым льдом. Еще три двухверевочных
каскада намерзают в кулуарах склона горы Гауста над ущельем. Сектор отлично подходит для разминки и знакомства с
районом, а тем, кто приехал лазать с тяпками в первый раз, здесь хватит разнообразных сосулек, чтобы научиться.
Для Lower gorge в сети даже выложен бесплатный гайд.
Сосульки сектора собраны в две группы, доступные с двух парковок, расположенных в километре друг
от друга. На первой парковке в 3.3 км от центра Рюкана зимой расчищают площадку всего под 2-3 машины. С первого
раза русский человек вообще не догоняет, что это парковка :) С нее 10 минут пути до 7 простых каскадов в Hjemreisen
Area. Самая известная и сложная сосулька местечка - Hjemreisen - суровая WI 4. Сверху есть еще 2 длинных каскада,
но подойти к ним можно только по старой дороге, идущей с противоположной стороны реки от Веморка, а это очень
утомительно.
Вдоль реки мимо симпатичной двухверевочной Swiss army WI 4 или со следующей большой парковки можно
подойти под дальнюю группу каскадов. Самым интересным из них является Camillas foss WI 3. Pentium и Skrotfossen в
гайде перепутаны местами.
top
Rjukan centre и Svadde
В районе города лед намерзает на склонах долины в 100-150 метрах над рекой. Здесь есть множество
выходов скал, где образуются сосульки разной крутизны и длины. В гайде имеются описания 25 каскадов вокруг самого
центра Рюкана и еще 9-ти - чуть дальше, над пригородом. Реально достойных и красивых каскадов где-то половина.
Остальное представляет собой обледенелый склон в лесу и выглядит совершенно не круто :) Зато лазание в центральном
секторе требует более серьезной организации процесса, чем в ущелье. По-сути, здесь получаются мини альпинистские
восхождения. За редким исключением к сосулькам ведут довольно длинные и изнурительные подходы, сам лед обычно
длинный, до 7-8 веревок. Спуски либо по пути подъема, либо с долгой ишачкой по пояс в снегу.
От площади Рюкана с центральным супермаркетом и винмонополеном можно быстро подойти под 2
мультипитчевых каскада: не очень красивый Hobnobs WI 3 и довольно серьезный Electrosylen WI 4. Со следующей
площади можно выйти еще к 3 широким сосулькам, расположенным чуть повыше: Helt OK WI 5, Harde Tider WI 5 и
Fabrikkfossen WI 3. Эти каскады предполагают несколько вариантов прохождения.
Остальные сосульки сектора расположены выше по склонам, и идти до них как-то тяжеловато.
Отметить среди них можно широкий трехверевочный Svaddefossen WI 4 на въезде в город. Спуск с него относительно
легкий, по кустам. Еще несколько неплохих сосулек есть под вершиной Гаусты. В хорошую погоду туда можно заехать
по крутому серпантину. В год нашего визита сделать этого не получилось - помешал гололед.
top
Bølgen area
За 7 км до въезда в Рюкан посетителей долины встречает первая группа впечатляющих каскадов на
правом орографическом склоне долины. С огромных бараньих лбов стекают 5 сосулек длиной от 100 до 140 метров:
трехверевочный устрашающий Sjedenheten WI 5, самый длинный в группе To Menn og et Foster - жесткая WI 4, Bølgen
WI 3, и чуть дальше - тонкий лед Plaster på Såret WI 3 и Isfest WI 3. В некоторые годы правее группы еще
намерзает Solbærtoddy WI 7 с висящей колонной посередине. На все это ледовое великолепие можно любоваться прямо
из окна домика в кемпинге Caravanpark.
Попасть под сосульки относительно просто, так как с другой стороны реки тоже есть дорога,
переехать на нее с основной трассы (37) можно по ближайшему мосту в 1 км от Караванпарка (6 км от центра Рюкана).
Прямо под сосульками парковка, от нее по снежному склону вверх 30-60 мин, в зависимости от количества снега.
Спуск со всех каскадов, к сожалению, по пути подъема. Кстати, сразу после моста есть еще одна парковка, а над
ней огромный 9-ти веревочный Kvitåa WI 2 с несколькими вариантами прохождения.
top
Mæl
Для желающих полазить длинный лед вдалеке от цивилизации в 14 км от Рюкана есть замечательный
горный цирк над крохотным поселком Mæl. Со склонов над цирком прямо до его подножья стекают 5 отличных сосулек
длиной в 2-4 веревки. Сложность варьирует от WI 3 до полноценных 6. Из цирка открываются виды на озеро Tinn.
Чтобы попасть в цирк, необходимо проехать по трассе №37 вдоль берега озера до поворота на старую
лесовозную дорогу. Это примерно в 2.5 км за Мэлом и в 16 км от Рюкана. Машину нужно оставить на повороте, дальше
пешком по дороге 3 км до крутого поворота влево-вверх. Отсюда отлично виден цирк. Попасть в него можно, приспустившись
до сбросов и затем сдюльфернув по деревьям. Кошки желательно одеть заранее, на спуске встречаются выходы льда.
Выбираться из амфитеатра Мэла придется по одному из ледовых маршрутов, а потом по краю цирка влево до лесовозной
дороги. В крайнем случае можно спустится по ручью в деревню.
top
Дополнительная культурная программа
Помимо сосулек в окрестностях Рюкана есть и другие достойные внимания достопримечательности.
Центр городка вполне заслуживает того, чтобы погулять тут полчаса. Помимо посещения магазинов
и винной монополии, можно потратить немного времени и на прогулку. Несколько в стороне от центра расположена
массивная каменная церковь начала 20-го века, очень непохожая на те, которые стоят в окружающих поселках и
городах.
Возле самого городка расположен народный музей
Tinn Museum,
в котором собраны исторические фермерские постройки и предметы быта, характерные для этого региона.
К сожалению, понять работает ли музей зимой, нам не удалось - когда мы пришли, в домике-кассе горел
свет, но никто к нам не вышел и. Побродив немного вокруг старых сараев, мы убрались восвояси.
Можно предпринять попытку залезть на главную вершину окрестностей - Гаусту. В хорошую погоду с
высоты 1883 метров открывается панорама 1/6 части всей Норвегии. Но это тоже скорее мероприятие на лето, поскольку
зимой гора превращается в огромный сугроб и даже подъехать под начало подъема может быть проблематично, так как
дорогу периодически перекрывают из-за снегопадов.
Если Вы приехали на машине, то можно съездить посмотреть на самую большую из сохранившихся
каркасных деревянных церквей Норвегии, расположенную в
городке Хеддале. Внутрь можно попасть только летом, но даже ради внешнего осмотра съездить все же стоит.
Главная культурно-историческая достопримечательность окрестностей Рюкана располагается в Веморке,
в пяти километрах выше по долине от города. Там на участке крутого падения реки компания Norsk Hydro в начале XX
века построила огромную гидроэлектростанцию, которая, благодаря своей мощности, снабжала энергией развивающееся
вокруг химическое производство.
В 1934 году была построена новая электростанция, которая действует до сих пор. На тот момент
она была самой большой в мире. Вместе с ней был построен завод по производству водорода, но помимо водорода,
как побочный продукт электролиза, получалась тяжелая вода. Она-то и сыграла драматическую роль в истории городка.
Во время Второй Мировой войны, завод использовался немцами для производства тяжелой воды для германской ядерной
программы. За время войны попытки уничтожить электростанцию предпринимались англичанами и норвежским сопротивлением
несколько раз. В октябре 42-го первый десант из четырех (!) норвежцев высадился к западу от Рюкана. Их основной
задачей была разведка, наблюдение за заводом и подготовка дальнейшей операции.
Через месяц к ним из Британии вылетела диверсионная группа, которая и должна была атаковать
и уничтожить завод в Веморке. Но планеры диверсионной группы разбились в норвежских горах, а выжившие были
схвачены и расстреляны немцами. Новая группа успешно высадилась в феврале 43-го. Эта операция прошла абсолютно
успешно, и цех по производству тяжелой воды был взорван. Однако повреждения были не очень серьезны, и в том же
году работа на заводе была налажена вновь. Но тут уже за дело взялись американцы и накрыли Веморк бомбовым
ударом. 16 ноября 140 американских летающих крепостей сделали дальнейшее использование завода невозможным.
Немцы были вынуждены покинуть Веморк, прихватив с собой уже произведенную воду. Вывоз воды осуществлялся
по узкоколейной железной дороге, построенной Norsk Hydro в начеле века.
Но даже вывезти остатки тяжелой воды, немцам не дали. В ночь перед отправкой судна с пристани
на Тиннском озере, оно было заминировано диверсантами и пущено ко дну вместе с грузом. Так закончилась эпопея с
Рюканской тяжелой водой. Сейчас электростанция Веморка уже не функционирует по своему прямому назначению, в ней
разместились сразу три музея. Маленький музейчик рабочего класса с фотографиями, документами и плакатами,
показывающими жизнь пролетариата на примере строительства Рюкана и первых десятилетий работы в этих краях
Norsk Hydro.
Большой музей посвящен Второй Мировой войне, Веморкской диверсии и производству тяжелой воды.
В зале установлены экспозиции с ростовыми манекенами, изображающими сцены разных моментов операции. Основной
машинный зал станции сохранен в своем первозданном виде, и можно погулять между турбинами и прочими механизмами.
Железная дорога и пристань, которые использовались для перевозки тяжелой воды, тоже сохранились.
Возле пристани выставлены старые вагончики узкоколейки.
А самое главное, что зимой в Норвегии просто красиво, и в качестве отдыха от напряженного лазанья
можно прогуляться вдоль дороги до Тиннского озера и дальше вдоль его берега, в солнечную погоду виды на озеро очень
хороши.
|