1. Зачем ехать?
2. Как ехать?
2.1. Перелет
2.2. Виза
2.3. Транспорт
3. Где жить?
4. Некоторые правила
5. Связь
6. Безопасность
7. Планирование маршрута
8. Деньги
Другие статьи о Шпицбергене:
Населенные пункты Шпицбергена
Природа Шпицбергена
top
Наш поход на главному острову архипелага - Западному Шпицбергену состоялся в
июле-августе 2008 года. Здесь
или здесь можно почитать отчет руководителя группы и
организатора похода Константина Лебедева. Отчет очень подробный, расписан по
дням, так что нет смысла повторяться полностью, остановимся только на основных
вопросах, которые могут возникнуть, если Вам захочется посетить Шпицберген.
top
1. Зачем ехать?
В первую очередь, Шпицберген привлекает своей практически нетронутой арктической
природой. Тут совершенно не напрягаясь можно посмотреть на птичьи базары, бродящих
по тундре северных оленей, а если повезет (ну или не повезет), то и на белых
медведей. Кого-то может привлечь северное положение архипелага, находящегося всего
в 1000 км от Северного Полюса. На сегодняшний день столица Шпицбергена Лонгирбюэн
(Лонгир) является самым северным в мире полноценным поселком, то есть местом,
где люди живут круглый год без вахт, которое оборудовано всей необходимой инфраструктурой
для нормальной жизни, что обычно не так для рабочих и научных поселков.
В самом северном поселке, выпускают самую северную газету, строят самые северные отели,
самолеты садятся в самом северном гражданском аэропорту. Кроме того, маленький остров
Росса на севере архипелага - самая северная наземная точка Европы без учета России.
А еще Шпицберген предоставляет прекрасные возможности для спортивного туризма.
Занимаются им на архипелаге в основном европейцы, из серьезных отечественных
мероприятий последних лет можно отметить лишь лыжный поход высшей категории сложности,
совершенный в марте 2008 года московской группой
Романенкова (см . также
тут. Походы любой сложности можно
организовать самостоятельно или же воспользоваться услугами множества местных турфирм
(контакты есть тут). Кроме лыж зимой организуются снегоходные
походы и переезды на собачьих упряжках.
Шпицберген - это также центр арктических круизов. Возят как вокруг архипелага, так и
в более длительные плавания, с заходом к Новой Земле, Земле Франца-Иосифа или к
Гренландии. А еще здесь стартовый пункт путешествий к Северному Полюсу.
Кроме перечисленного на Шпицбергене, особенно в Лонгире, очень интересна сама
атмосфера: люди из разных уголков Земли, многие с оружием; на магазинах
вывески, запрещающие с этим оружием туда входить; нет никакого очевидного
проявления центральной власти. В общем, что-то типа городка времен освоения
Дикого Запада.
top
2. Как ехать?
2.1. Перелет
Рейсы на Шпицберген осуществляют две страны - Норвегия и Россия. Все туристы,
даже российские, сейчас попадают на Шпицберген через Норвегию. Компании
SAS и
Norwegian осуществляют ежедневные рейсы из Осло и Тромсе в единственный настоящий аэропорт архипелага в
Лонгире. В других поселках есть свои маленькие аэропорты (собственно, просто
взлетные полосы) для местных рейсов, но рейсы эти в основном не для туристов, а
для нужд работающих там компаний, да и сами самолеты принадлежат им. Российские
рейсы случаются из Мурманска, причем редко - примерно раз в месяц. Они представляют
собой чартеры компании Арктикуголь, обслуживающие российский поселок Баренцбург.
Ввиду недавно взятого компанией курса на развитие собственного туризма, можно
попробовать попасть на этот рейс (www.arcticugol.ru,
отдел туризма (495) 684 84 80, добавочный 114. e-mail: tourism'at'arcticugol.ru).
Вопрос только сколько это будет стоить.
2.2. Виза
Хотя Шпицберген находится под управлением Норвегии, он не входит в Шенгенскую
зону и Евросоюз и является некоей специальной территорией. Граждан государств, в свое время
подписавших договор о передаче до тех пор никому не принадлежавшего Шпицбергена Норвегии,
имеют право безвизового въезда на архипелаг. Причем право распространилось после развала СССР
и на его бывших участников. То есть для посещения Шпицбергена россиянам виза не нужна, да там
собственно и паспортного контроля никакого нет. Но есть один нюанс! Чтобы попасть на Шпицберген
нужно лететь через Осло, причем транзитной зоны в норвежском аэропорту нет, а на вылете из Осло
в Лонгир в паспорт ставят штамп о выезде за территорию Шенгена. Так что однократная виза тут не
прокатит, если есть мультик, то никаких проблем, если нет - нужно получать в норвежском посольстве
двукратную транзитку (тип визы В). В этом ракурсе представляется интересным использование рейса
из Мурманска, решающего визовые проблемы на корню.
В нашем случае в посольство были предоставлены следующие
документы:
1. Загранпаспорт.
2. Электронные билеты Москва-Копенгаген (так получилось)-Осло-Лонгир и обратно
(уже без Копенгагена)
3. Страховка (в нашем случае более дорогая, с опцией search and rescue, поскольку
планировался поход вдалеке от населенных пунктов).
4. Распечатки и-нет брони хостела в Осло на одну ночь (10% предоплаты).
5. План мероприятий (маршрут) на Шпицбергене.
6. Приглашение от компании Арктикуголь (мы немного пользовались услугами
компании при организации похода).
7. Консульский сбор за оформление визы
2.3. Транспорт на Шпицбергене
Как уже говорилось, в некоторых поселках есть маленькие аэродромы, рейсы на
которые из Лонгира осуществляют местные угледобывающие компании: в Свеагруву - Store Norske Spitsbergen
Kulkompani, в Нью-Алесунн - Kings Bay Kulkompani. Используются они для внутренних дел компаний, так
что обсуждать возможность ими воспользоваться нужно в личной переписке с кем-то из шпицбергенского
руководства этих компаний. В нашем случае такая переписка велась с представителем Store Norske
Spitsbergen Kulkompani AS (firmapost'at'snsk.no, www.snsk.no) в
Свеагруве. Однако, мы договаривались о возможности отправить часть груза вперед нас в Свеагруву,
куда мы попозже дошли своим ходом. Тут все зависит исключительно от умения общаться с людьми и
расположения этих начальников. Еще можно заказать вертолет, однако, помимо того что это дорого,
существуют ограничения для полета и посадки туристических рейсов, введенные из соображений
охраны природы.
Летом наиболее распространен водный транспорт. Существуют экскурсионные рейсы из
Лонгира с остановками в Пирамиде и Баренцбурге, ими можно воспользоваться для добирания на место и
не возвращаться в Лонгир в тот же день. Можно взять и персональный катер. Зимой обычным делом становится
переезд на снегоходах. По закрытым снегом перевалам до Свеагрувы и по замерзшему фьорду в Баренцбург
можно доехать довольно быстро.
top
3. Где жить?
Лонгир предоставляет множество возможностей для проживания, от дорогих гостиниц
до кемпинга, где можно жить в своей палатке (адреса см.
в первой части отчета). В
Баренцбурге тоже есть гостиница, заказать номер можно через туротдел Арктикугля.
В Свеагруве и Нью-Алесунне также имеются гостиницы, но они предназначены для
гостей угледобывающих компаний или ученых. Хотите остановиться там - придется
убедить руководство поселка Вам помочь.
В разных местах главного острова разбросаны станции, принадлежащие местным
турфирмам, проживание в которых надо бронировать через них. Также есть и открытые для
всех убежища - небольшие сарайчики и домики, как правило далеко от поселков, где
любой человек может укрыться от заставшей его непогоды. Причем сразу понятно, где
такое убежище строили норвеги, а где русские. Норвежские домики - это что-то
вроде коттеджа, обшитого изнутри вагонкой, с керосиновыми лампами, посудой и
газом для готовки; российские, ну в общем как обычно - хорошо если все стены
на месте и крыша есть, вокруг наших домиков всегда груды ржавого железа, бочки,
банки и бутылки, конечно. Во всех остальных местах придется жить в палатке, причем
на это есть некоторые ограничения, о которых в следующем пункте.
top
4. Некоторые правила на Шпицбергене (они уже обсуждались ранее, поэтому кратко)
Большая часть архипелага - территория абсолютно не населенная и дикая, и
надеяться на помощь каких-нибудь находящихся неподалеку людей при чрезвычайной ситуации не приходится.
Поэтому при путешествиях вне населенных пунктов нужно иметь страховку, предполагающую оплату
поисково-спасательной операции (опция search and rescue). Мы оформляли такую в "Оранта-страхование",
но проверить работу страховки к счастью не пришлось. По той же причине нужно иметь связь, работающую
на всей территории, где предполагается находиться (об этом в следующем пункте).
Свободной для посещения территорией является только туристическая "зона 10", где
расположены почти все поселки Шпицбергена. Многие другие территории - природные заповедники и
национальные парки, но даже если и нет, то посещение всего что снаружи зоны 10 требует согласования
маршрута с губернатором Шпицбергена (www.sysselmannen.no) и получения
разрешения. Даже путешествуя в пределах свободной зоны, лучше заранее связаться с губернатором и уточнить состояние
некоторых деталей, например, состояния перевалов. Российской бюрократии на Шпицбергене
нет, так что подобная помощь вполне реальна. По прибытию в Лонгир, перед выходом на маршрут,
лучше также зайти к губернатору и зарегистрировать даты выхода и возвращения, опять же места
дикие, лучше пусть знают, где Вы находитесь. Некоторые районы, в частности Свеагрува, Нью-Алесунн
и Баренцбург находятся в частном владении угледобывающих компаний. Мешать проходу через их территорию
никто не будет, но если хочется задержаться или переночевать, лучше связаться с ними заранее.
За пределы населенных пунктов предлагается выходить только с огнестрельным
оружием из-за опасности столкновения с белым медведем. Если в зоне 10 это правило носит
рекомендательный характер, то выпуск в другие районы без оружия сомнителен (если все конечно
делать официально). В населенных пунктах оружие должно быть обязательно разряжено. Об этом
еще немного в пункте 6. Несмотря на то, что у Вас есть ружье, охота на Шпицбергене разрешена
только для резидентов, а вот разрешение на рыбалку можно получить любому, обратившись к
губернатору.
5. Связь
Мобильные телефоны хорошо работали большую часть нашего похода в пределах зоны
10, причем не только рядом с поселками, но и на достаточном удалении. Помимо этого у нас был
спутниковый телефон, который необходим для выпуска группы на дальние походы. Телефон арендовали
в Москве (www.satphone.ru). Модель Motorola 9500 системы
Iridium (работает в высоких широтах). Условия аренды - залог 39000 руб (включена стоимость 200 мин
разговора, то есть при возвращении телефона из этой суммы вычитают использованное кол-во минут) +
арендная плата 390 руб/день при сроках аренды от 15 до 30 дней). Минута разговора с обычным
номером в России стоила 60 руб.
top
6. Безопасность
Шпицберген - одно из тех немногих мест, где криминал не развит совершенно.
Местные жители спокойно оставляют снегоходы, велосипеды, лыжи и еще кучу вещей на террасах
домов, никто ничего не крадет.
Опасность исходит только от природы. Помимо вероятности заблудиться (это
собственно не от природы, а от глупости) вероятность встречи с белыми медведями, которых
на архипелаге чуть ли не больше чем людей, реально существует. Она больше у населенных пунктов
и вдоль побережья, где медведи могут искать пропитание. В связи с этим за пределами поселков
рекомендуется иметь при себе оружие. В экскурсионных группах сопровождающие гиды всегда
вооружены. Если идти без гида, то ружье можно взять напрокат в одном из спортивных магазинов
Лонгира. Лучше списаться с ним заранее и забронировать ствол, так как в сезон их может не
хватить. В нашем случае так и случилось, но сотрудники магазина, услышав о наших
походных планах, выдали нам ружье, прибереженное для кого-то другого. При этом в
случае встречи с медведем стрелять в него рекомендуется в самом последнем случае -
чтобы завалить такую тушу сразу, нужно иметь большой стрелковый опыт или
нехилое везение, а раненный медведь еще опаснее здорового. Ружье носят в
основном с целью напугать зверя звуком выстрела в воздух.
top
7, Планирование маршрута
Подробные карты районов можно приобрести уже на месте в магазинах Лонгира. Мы
покупали нужные части карт через
интернет
заранее. Газ для горелок также легко приобрести в Лонгире, как и все недостающее снаряжение. Однако нужно
помнить, что там все довольно дорого. Также необходимо учитывать, что между населенными пунктами довольно
большие расстояния (если поселки вообще будут по пути) и кроме Лонгира нормальных магазинов нигде
нет. Во многих поселках действует карточная система для работников. Так что еду в основном придется
тащить на себе. Еще в Москве нами были сделаны две заброски с продуктами, чтобы не тащить их все сразу
на весь маршрут. Первая часть была отправлена по прибытии в Лонгир в Свеагруву, опять-таки по благоволению
одного из ее начальников, вторая часть еще в Москве была передана сотрудникам Арктикугля и ждала нас в
Баренцбурге. На другие маршруты без захода в эти поселки такой возможности скорее всего не будет.
top
8. Деньги
На всей территории Шпицбергена ходят норвежские кроны. В Лонгире есть банкомат,
но почти за все можно заплатить карточкой. В российском Баренцбурге рубли не принимают, для
сотрудников Арктикугля используются местные карточки, а для всех остальных - расчеты в кронах.
Во всех остальных местах покупать, собственно, нечего.
|