Вишеград - Каньон Дрины - Романия
Сараево
Високо - Боснийские пирамиды
Мостар
Баня-Лука
Общие вопросы, такие как питание и проживание рассмотрены на отдельной
страничке. Также доступны первая часть путешествия -
Сербия и вторая часть путешествия -
Македония.
top
Вишеград - Каньон Дрины - Романия
Городок Вишеград расположен в сербской автономии БиГ - Республике
Сербской, совсем недалеко от границы. Он был бы совсем не примечател, если
бы не река Дрина. После Белграда Вишеград - второй балканский город с большой
полноводной рекой.
Автобусы, идущие из Ужице или других сербских городов в Сараево, обычно не
заезжают на автовокзал в Вишеграде, проезжая город насквозь и останавливаясь
лишь по требованию. Лучше всего ловить автобусы на въезде и выезде, при этом
точное их количество, видимо, не знает никто - в городском туристинфо сообщили
о трех рейсах в день, но по наблюдениям их было не меньше шести.
Дрина, подпруженная и разлившаяся у Вишеграда, ближе к Сараево вновь входит
в узкий скалистый каньон, стены которого конечно не такие высокие как в парке
"Тара", но все равно производят впечатление эдакого фьорда.
Автомобильная дорога тянется прямо по склону каньона, часто ныряя в пробитые в
скалах тоннели и проходя по перекинутым через реку мостам, с которых
открываются панорамы Дрины.
Далее дорога на Сараево отходит от Дрины и пересекает несколько долин,
разделенных небольшими хребтиками. Склоны горок покрыты лесом и представляются
интересным местом для прогулок по природе. Один из хребтов носит назнвание
Романия (Romanija). Он расположен примерно в часе езды от Сараево и в отличие от
других покрыт чистым еловым лесом. При посещении в пасмурную погоду, высокие ели в
тумане вызывают в памяти фильмы про лесную нечисть и других гадов. В общем, название
для места выбрали верное.
top
Сараево
Автобус Вишеград-Сараево стоит 7 евро, идет 3,5 часа. Важно, что в городе две
независимые автостанции. Большинство рейсов обслуживает центральный вокзал,
а рейсы из Сербии приходят на вокзал в сербском пригороде - так называемом
"Источном Сараево". На таких автобусах написано I.Saraevo. от вокзала в
сербском пригороде до центра 1-1,5 часа пешком, так что проще сесть на городской
автобус N31Е на конечной остановке около вокзала (примерно 0,8 евро, 15 минут до центра).
Жилье. Наиболее известный и крупный хостел города -
"Любичица" (Ljubicica).
Из положительных моментов в хостеле только цена (10 евро) и расположение. Все остальные достоинства хостелов, вроде общительного
персонала, здесь отсутствуют. Ресепшн плохо говорит по английски и практически все время представлен пожилой мадам, которой явно нет дела до гостей.
Более всего в хостеле смутили общие душевые с необходимостью оставлять всю одежду сильно вдали от самого душа, иначе она просто вымокнет. Учитывая, что
душевая совмещена с общим туалетом, скач за вещами в голом виде выглядит сомнительным развлечением. Радует, что в Сараево найти дешевый ночлег не
составляет никаких проблем - весь центр увешан вывесками разных пансионов и хостелов, цены в
которых обычно не превышают 15-20 евро. Не стоит останавливаться в первом попавшемся
месте, за полчаса можно осмотреть несколько заведений и выбрать.
Сараево представляет собой полное смешение западной и восточной архитектуры,
религий и стилей жизни.
Здесь монументальные здания времен владычества Австро-Венгрии соседствуют
со старыми мечетями и мусульманскими кладбищами, оставшимися от турок.
Восточные базары - с советскими микрорайонами, сильно напоминающими
московские Марьино или Ясенево.
Маленькие обшарпанные домишки - со стеклом и бетоном.
Религия - с бизнесом.
Книги в магазинах о "преступлениях" сербов и хорватов и призывы "не забудем
Сребреницу!" - с вечным огнем памяти воинов братских югославских народов,
павших во Вторую Мировую и мемориалом тем самым выстрелам в Сараево, которые положили
начало Первой Мировой.
При всем этом, если Белград можно охарактеризовать как современный, бурлящий
мегаполис, то Сараево со всей своей австро-венгерской помпезностью живет
словно с небольшой восточной ленцой.
При всей жизнерадостности и приветливости, весь город остается большим
памятником гражданской войне. Следы трехлетней осады видны на каждом шагу.
Иногда, свернув в какой-нибудь переулок, появляется ощущение, что перенесся в
Берлин года эдак 47-го, когда танки на улицах уже не валяются, но никакого
особого ремонта еще тоже не было. В старом городе, где проводят время туристы,
большинство домов при этом прекрасно отреставрированы.
А вот некоторые советские кварталы с высокими панельными башнями, возможно
прикрывшими от обстрела центр, выглядят словно осада закончилась несколько
дней назад.
Некоторые дома в этих кварталах уже отремонтированы и выкрашены в разные
веселенькие цвета.
Еще в центральных районах города есть места, практически не пострадавшие от
обстрелов. По этой причине их ремонтом никто и не занимается, но именно они
и производят наиболее мрачное впечатление - облезшая от времени штукатурка,
осыпающиеся фасады, равномерно выцветшая грязно-желтая краска.
top
Високо - Боснийские пирамиды
Поселок находится в 40 минутах езды от Сараево и легко достижим на пригородном
автобусе от центральной автостанции (2,5 евро). Високо, а точнее сами пирамиды
многократно описаны в интернете:
www.bosnianpyramid.com,
www.piramidasunca.ba,
www.bosnian-pyramid.net.
В Сараево турфирмы активно зазывают туда на экскурсию, печатая картинки и буклеты с латино-американскими пирамидами. о
нужно сказать честно, пирамид в Високо НЕТ! А что есть? Есть несколько холмов, окружающих поселок и имеющих в разной
степени пирамидальную форму. Раскопки на склонах обнажили бетоноподобные поверхности, участки кладки и тоннели.
На основе этих раскопок и некоторых эмпирических измерений энтузиастами
предполагается существование в долине вокруг Високо целого города древних пирамид (сравнимых
по возрасту с самыми древними египетскими) и других построек. Самой крупной
считается пирамида Солнца, на ее склонах расположена почти половина всего
поселка Високо (весь холм высотой около 650 метров), за окраиной поселка находится
пирамида Луны, к которой даже особо не подойдешь - периодически у тропинки
встречаются послевоенные знаки "осторожно мины".
Летом 2008 года в Високо прошла конференция, посвященная пирамидам.
Никаких очевидных доказательств существования крупных построек (а не
просто тоннелей и кладок на природных холмах) в округе не существует, так что
реальный интерес, по-моему, все это может представлять разве что для
поклонников творчества Мулдашева и других сторонников видеть все что угодно в природных
образованиях. В любом случае, посмотреть на диковинку приезжает немало
народу, и городок весь заточен под туристов - множественные указатели, дубляжи
вывесок на разных языках, два туристических офиса (ни одим из которых в конце
сентября не работал).
Из других древностей в Високо присутствуют тоннели (т.н. тоннели КТК),
расположенные на территории фабрики, и куда меня не пустила охрана, сказав,
что тоннели затопило. Еще есть "величественная" крепость, расположенная прямо на вершине пирамиды
Солнца и изображенная на гербе города и на многих городских сувенирах.
Реально крепость представляет собой что-то вроде развалин
коровника и абсолютно недостойна внимания :).
В общем, даже не ожидая ничего особенного от посещения Високо, осталось
впечатление, что все это крупная нае@ка - ни пирамид, ни крепости, ни
туннелей, даже музей не работает...
Из того что можно посмотреть в поселке - две интересные мечети: одна
деревянная, вторая в стиле индастриал, а также старое мусульманское кладбище в парке,
напоминающее кадры из фильма "Зловещие мертвецы".
top
Мостар
Сайт города www.visitmostar.net. Автобус с центрального
вокзала Сараево идет 2,5 часа и стоит 8,7 евро. Как и в Сараево найти здесь
жилье не проблема - на каждом шагу отели, мотели, пансионы. В маленьком Мостаре
хозяева гостиниц часто встречают междугородние автобусы и зазывают жить у них. В
нашем случае жильем оказался хостел "Lena",
в нескольких минутах ходьбы от автовокзала. 10 евро\ночь, в общем жить можно, но
не фонтан. Как и в Сараево смущает в первую очередь ванная, а именно необходимость
мытья в ванной, которой пользуется семья хозяйки. Семья очень большая, так что
ванны, считай, нет.
Большая часть всех достопримечательностей Мостара собрана на небольшом
пятачке. Это старые кварталы с одно-двухэтажными домиками с крышами из плоских
камней и, конечно, прекрасный мост - символ города, лицо страны, возможно,
самое известное сооружение бывшей Югославии.
Мост, изначально построенный в 1556 году при Османской Империи, не пережил
жестокой современности и в 1993 году был взорван хорватской армией во время
гражданской войны в БиГ. Как утверждалось, сделано это было из стратегических
соображений. В реальности же ни один даже самый маленький танк по местным
улочкам да и по самому мосту не проедет, пехоту можно было бы спокойно расстреливать с
противоположной стороны каньона (посади за мостом двух пулеметчиков и радуйся
как спартанцы у Фермопил). Но мост все же взорвали и восстановили только в
2004 г. как символ мира, новой жизний и всего остального.
Мост возвышается над рекой Неретвой примерно на 20 метров. Одним из
излюбленных местных развлечений является прыганье с моста в реку - как раз
под мостом в небольшой с виду речке имеется глубоченнаЯ яма.
У моста есть и младший брат, расположенный неподалеку - так называемый "Кривой"
мост (также разрушенный, но на этот раз наводнением, и затем восстановленный).
Мост и старый город привлекают множество туристов со всего света. Иногда кажется,
что, собственно, коренное население просто отсутствует. Для туристов работают
множество магазинчиков и ресторанов вокруг моста, однако в отличие от Сараево,
здесь вечерняя жизнь заканчивается весьма рано - к 7-8 вечера большинство точек
уже закрыто (по крайней мере в конце сентября).
Река Неретва делит город на мусульманскую и хорватскую части. В хорватской
сейчас активно строят католический собор, размерам которого смогут позавидовать
костелы многих крупных городов. Никакой отделки на стенах еще нет, наружу торчат
бетонные блоки с транспортировочными скобами и т.п. Выглядит сюрреалистично и
напоминает Temple of Nod из игры Command & Conquer. Рядом стоит старый монастырь
францисканцев, стены которого сохранили следы гражданской войны.
Следы войны в Мостаре даже более заметны чем в Сараево. Там бетонная советская
застройка как-то держала обстрел, а маленькие мостарские домики разваливались
почти целиком, с крышей и перекрытиями. Выселенных и аварийных домов после войны
осталось много во всех частях города, включая самые туристические места.
top
Баня-Лука
Автобус Мостар - Баня-Лука стоит 12 евро и идет 7 часов, причем автобусы приезжают в Б-Л
поздно вечером, так что проще и удобнее ехать до Сараево и делать там пересадку.
Никакой бюджетной ночевки ввиду позднего времени и отвратительной погоды найти
не удалось, пришлось воспользоваться отелем "Caesar" рядом с автовокзалом за
42 евро(((.
Баня-Лука - столица Республики Сербской. Никакой Боснией тут и не
пахнет - флаги только сербские, кириллицы даже больше чем в самой Сербии.
Полное впечатление, что из Сербии и не выезжал.
Баня-Лука - и политическая и экономическая столица республики, но не туристическая.
Смотреть тут особо не на что. В центре города есть большая крепость, в
которой периодически проходят разные фестивали и концерты, но сейчас в ней, в
основном, проходит ремонт. Это весьма кстати, т.к. половина стен уже почти
сраслась с землей :(
В ценре есть несколько крупных церквей и монастырей, пара улочек со старой
застройкой и футуристический комплекс миссии католической церкви. В целом
же город на туристов не очень рассчитан.
Что точно можно сделать в Баня-Луке, так это просто пару дней отдохнуть. Город
очень просторный - невысокие дома и широкие улицы, множество парков и скверов
делают его хорошим завершением бурной поездки. В одном из парков можно
встретить Александра Сергеевича Пушкина :)
Так получилось, что время поездки совпало с проведением выборов в правительство
страны. Поскольку политическая обстановка далека от спокойной, а с
появлением "независимого" Косова борьба усилилась еще больше, это не могло
не найти отражения на стенах, трубах, фонарных столбах и на всем, куда можно
прилепить листовку. Поскольку нации в стране и сейчас живут довольно
обособленно, по листовкам прекрасно видно каким большинством заселен город.
Даже в пределах Сараево прекрасно выделяются районы, населенные
сербами. Без выборов определить границу поселений было бы невозможно.
При этом боснийско-хорватские и сербские плакаты крайне различаются по содержанию.
В боснийских явно чувствуется цель - стать частью Европы, евросоюз
и все дела. Сербские плакаты более абстрактны и имеют общую тему - что-то
вроде "будь сербом, серб!" Что из этого следует, понятно не всегда.
Одно общее есть во всех плакатах - ни слова об объединеии, братстве народов,
общей цели; наоборот - кажется, что раскол между автономиями становится все
глубже.
|