на главную
Левая скобка Верхняя Балкария - Тырныауз.
Горный поход 5 кс, июль 2009 года
Часть вторая: а/л Безенги - а/л Уллу-Тау
Правая скобка


Вершины Салыннган-Тау и Ортокара. Хорошо просматривается перемычка, в которой находятся перевалы Ортокара Восточная и Западная, а также Рыжий Пояс.


Общая информация о походе
Часть первая. Верхняя Балкария -- альплагерь Безенги
Часть третья, заключительная. Альплагерь Улу-Тау -- Тырныауз

Часть вторая:
   День 7. Ледник Безенги, урочище Баранкош, перевал Кель
   День 8. Перевал Ортокара Восточная, перевал Рыжий Пояс
   День 9. Ледник Шаурту, река Шаурту, река Гара-Аузсу
   День 10. Река Кулак, ледник Южный Чат, подъем на перевал Чат
   День 11. Спуск с перевала Чат
   День 12. Ледник Северный Чат, река Башиль-Аузсу
   День 13. Ледник Башиль, перевал Грановского, река Адыр-Су, альплагерь Уллу-Тау
   День 14. Альплагерь Уллу-Тау, дневка



Разделитель

top



11 июля, день 7. Урочище Баранкош, пер. Кель (1А, 3648м).

Подъем в 8-00, выход в 9-15. Утром погода просто отличная.

Вид на верхний цирк перевала Кель с Безенгийского ледника. Самой седловины не видно. Хорошо просматривается локальное понижение левобережного конгломератного склона, к которому мы и идем. На заднем плане торчит Гестола.
На Безенгийском леднике.
На Безенгийском леднике. Впереди виден путь подъема на левобережную морену ледника и далее к Барранкошу. Слева вверху - верхний цирк перевала Кель.

Путь до Баранкоша идет по Безенгийскому леднику. Сухие, отдохнувшие и изрядно ободренные хорошей погодой мы весело, несмотря на существенно потяжелевшие рюкзаки, побежали наверх. В какой-то момент с тела ледника стал хорошо виден цирк под перевалом Кель: нас ожидали травяной безенгийский склон, а потом унылая и довольно пологая сыпуха, с небольшим снежничком - 1А, короче.

Вид на Безенгийскую стену с тропы из кармана морены, по дороге к Барранкошу.

За 2 больших перехода, к 11-20 добрались до тропы, уводящей с ледника на гребень его левобережной морены в месте выполаживания конгломератно-осыпного склона. По гребню морены и частично по ее карману идет хорошая тропа. До озера в урочище Баранкош дошли к 12-05. На живописной поляне у озера устроили большой привал и перекусили.

Пересекаем Безенгийский ледник. У левого борта довольно много таких вот разломов, но они без проблем обходятся.
Безенгийская стена. Вид с левобережной морены Безенгийского ледника. Мы топаем по тропе к урочищу Барранкош.
Озеро в урочище Барранкош. На заднем плане Безенгийский ледник и Дых-Тау.

От озера двинулись влево-вверх в направлении верхнего цирка перевала Кель. Подъем проходит по довольно крутой (до 35°) траве - местами по турьим тропам, местами просто так. На выходе в верхний цирк повстречались с пятью совершенно чудовищными, на вид килограмм по 100-120, турами. Эти твари очень недружелюбно взирали на нас с валунов, с расстояния в 5-10 метров. Сразу вспомнился фильм National Geographic о том, как такие козлы с прыжка бьют рогами стоящего снизу соперника. Как выяснилось позже, это были самцы, которые решили оградить от нас свое стадо с самками и козлятами. К счастью, нападать на нас эти куски мяса не стали, а мирно упрыгали в сторону, как только стадо отошло подальше. В верхний цирк вышли к 14-10 и устроили привал. Суммарно на подъем в верхний цирк ушло 50 минут.

Горные козлы. Они нас совершенно не боялись, чем вызвали чувство легкого дискомфорта.
Урочище Барранкош. Мы начали подъем на перевал Кель.
Кавказский тур. Здоровый козел, весит наверное килограмм 100, к тому же еще и наглый!

После привала мы двинулись к седловине перевала Кель, которая, как нам казалось, уже стала хорошо видна. До начала взлета в верхнем цирке крутизна склона не более 10°, сам перевальный взлет более крутой - до 25°. Склоны здесь покрыты мелкой и очень подвижной сыпухой, из серии шаг вперед - два назад. В середине подъема начинается снежник, по которому подниматься в разы удобнее. Когда мы вылезли на выполаживание, оказалось, что до седловины еще довольно далеко. Мы продолжили подъем по широкому пологому кулуару, который со всех сторон был окружен сильно выветренными, буквально рассыпающимися контрофорсами и одиночными останцами и, в конце концов, вышли на ледник Кель. Отсюда открывается вид на характерную седловину перевала Цаннер, а также на "нашу" Ортокару.

Вид на седловину перевала Кель из верхнего цирка. Седловина перевала прямо по центру фотографии, где-то там, повыше двойного снежника, за перегибом.

Где конкретно находится седловина перевала Кель понять довольно тяжело. Мы долго блуждали вдоль края ледника, пытаясь понять, какая из пяти-шести возможных дырок между контрфорсами считается правильной седловиной. Площадок и иных следов человека хватало повсюду, что вносило дополнительную путаницу. Наконец нам надоело, и в 16-15 мы встали лагерем на гребне, на одной из седловин, так и не найдя перевальный тур. Заметим, что вставать лагерем лучше не на самой седловине, а пониже, со стороны Безенгийского ледника, так как на перевале ветрено. В нашем случае дуло очень конкретно, причем временами ровно и постоянно, временами сильными порывами. Судя по состоянию окружающих скал, тут всегда так. Но у всего есть своя положительная сторона - сильные ветра создали здесь причудливый, практически марсианский пейзаж. Острые гребни, торчащие в разные стороны, мелкая пластинчатая галька и желтые цветочки, издалека больше похожие на желтые камни. Красиво!

Перевал Кель. Там на разрушенных и расслоившихся камнях растут вот такие желтенькие цветочки.
Пик Рязань. Торчит справа по ходу, при подъеме на перевал Кель.
Седловина перевала Кель. Вот так вот там все выглядит. Которая из ямок седловина, совершенно не понятно! На заднем плане сквозь облака видна Безенгийская стена.

Высота 3620м. Набрали 1520м, сбросили 50м и прошли 12 км за 5 ходовых часов. Воды поблизости не было, топили снег с близлежащего ледника (можно набрать воду на леднике в маленьком ручейке). Вечером и ночью дуло очень сильно, палатки растянуло и они всю ночь зверски хлопали и мешали спать.

Легарь на перевале Кель. Мы встали на самом верху, что было ошибкой, так как со стороны Цаннера очень здорово дует. Сзади - Безенгийская стена.


Разделитель

top



12 июля, день 8. Перевал Ортокара Восточная (3А, 4190), траверс до перевала Рыжий пояс (3А,4230м), спуск по леднику Шаурту.

Подъем в 6-00, выход в 8-00. Погода средняя - переменная облачность и сильный ветер.

Перевал Кель. Дырка слева - перевал Цаннер. В хребте справа видны (слева направо) перевалы Ортокара Западная, Рыжий пояс и Ортокара Восточная.
Идем под Ортокару Восточную.
Седловина перевала Кель и Дыхтау.

Перевал обещал быть суровым. Мы планировали по гребню перебраться с седловины Восточной Ортокары на Западную, на ней переночевать и уже оттуда спускаться. Жандармы между перевалами снизу выглядели не очень :) Перевальный взлет хорошо просматривался из нашего лагеря, до него дошли к 8-30 по покровной морене и закрытому леднику Кель. Прямо под взлетом обнаружили немаленький лавинный вынос, что означало, что снег уже съехал и лавин можно не опасаться.

Подъем на Ортокару Восточную. Скальный остров обошли справа по ходу.
Подъем на Ортокару Восточную.
Отрокара Восточная. Финальный взлет. Дырка впереди - седловина перевала.

Лезлось хорошо, бодро. Пройдя лавинный вынос, в связке одновременно полезли вверх по снежно-ледовому кулуару средней крутизной порядка 35 градусов (отдельные участки до 45 градусов). Нижняя треть кулуара над выносом ледовая, с небольшим количеством снега. Выше глубина снега увеличивается, в верхней части кулуара тропили уже по колено. Небольшие привалы устраивали на скалах контрфорса. Крупный скальный остров в середине подъема обогнули справа по ходу, затем взяли левее и по крутому глубокому снегу к 11-30 выбрели на седловину. Солнце осветило основной кулуар достаточно поздно, поэтому от камней уворачиваться не пришлось. Подъем на седловину отнял два с половиной часа, чистого ходового времени 1-45.

Ортокара Восточная. Подходим к седловине.
На седловине перевала Ортокара Восточная.
Выходим на седловину Восточной Ортокары. Собственно, фотографировали уже с седловины.

Седловина перевала представляет собой обширное снежное плато, тут вполне можно встать лагерем, правда жидкой воды нет. К тому моменту, как мы вышли на перевал, погода начала стремительно портиться: через Безенгийскую стену полезли тучки, поднялся ветер. Наши планы по поводу ночевки на седловине Западной Ортокары стали казаться не такой уж хорошей идеей. Но план есть план, к тому же с восточной седловины спускаться крайне опасно, так что мы пошли по гребню на запад. Первый жандарм обошли по снежному полю и примерно через 20 минут добрались до седловины перевала "Рыжий пояс". После следующего простого снежного взлета открылся вид на крутой, острый и обледенелый скальный жандарм "Двугорбый" (лазание, по ощущениям, до 5с). С учетом портящейся погоды было принято решение не вешать перила на гребне, а позорно бежать вниз через Рыжий Пояс.

Вид на Безенгийскую стену с седловины перевала Ортокара Восточная.

Вернулись обратно на седловину и к 13-00 на три такта спустились на огромную 20° снежную подушку, по пути преодолев небольшой и забитый бершгрундик. Под подушкой угадывались очень конкретные сбросы, которые необходимо было как-то обойти. Поэтому мы в связке двинулись по подушке влево-вниз, в направлении спуска с перевала Ортокара Западная. Снега на подушке было много и он был мокрый, сверху неприятно нависали куски небольшого ледопада, а мы шли поперек склона и хором громко думали о доске, которую старательно подрезаем. Обошлось.

Обходим жандарм Двугорбый.
Вид на ледник Шаурту с седловины перевала Рыжий Пояс. Ну... примерно оттуда. Седловина там выражена не очень :)
Подходим к жандарму Двугорбый на траверсе перевалов Ортокара Восточная - Ортокара Западная.

Погода портилась, периодически начал сыпаться снег. Видимость местами падала до 100м, приходилось садиться и ждать просвета. По мере продвижения влево крутизна выросла сначала до 30, а затем и до 40 градусов. Начали движение на три такта. За перегибом по краю подушки проходит небольшой вертикальный разлом, мы его аккуратно перелезли с попеременной страховкой. За разломом открылся путь спуска на несколько сотен метров. Очень долго искали лед для станции... Сколько ни копай - внизу сплошной фирн. Ледорубный крест - не вариант, не сдернем. Да и снег, зараза, мокрый - стремно. Наконец лед нашли, для чего руководителю пришлось вылезти на 50° снежный склон и, зверски матерясь, рыть в нем пещеру.

Спускаемся с перевала Рыжий Пояс. Как-то так... фигачим на три такта вниз...
На снежной подушке под Рыжим Поясом. Идем траверсом, старательно подрезая доску, к провалу слева. Надеемся что т/м окажется приличный свал вниз.
Вид вверх на последнюю четвертую веревку. Мы ее и три предыдущие старательно загибали влево, уходя из-под ледовых нависаний. С них, кстати, очень нехило сыпет!!!

Начали вешать перила по 50°, постепенно выполаживающемуся ледовому склону. При этом мы изо всех сил забирали влево, подальше от ледовых сбросов, с которых периодически летели куски льда размером с холодильник, а внизу лежали обломки куда более внушительных размеров. До снежного выполаживания провесили 3 полных веревки. Четвертую неполную (метров 15) кинули через забитый разлом. В 16-40, собрав веревки, по 30-35° снегу и фирну, в связке с одновременной страховкой ушли вниз-влево. Через некоторое время на крутом 40° фирне повесили веревку через два небольших разлома и оказались у перегиба над здоровым бергшрундом. Льда опять нет... дюльферяем с трех буров, закрученных в полуторосантиметровую плотную фирно-ледовую прослойку. Последний мужественно съехал на одном буре. Бур бросили. Далее, связавшись, убежали вниз-вправо по более пологому (25-30°) леднику вдоль лавинного выноса и нагромождения циклопических ледяных глыб, отвалившихся от ледопада вверху.

Связываемся на краю большого берга, съехав на бурах, закрученных в фирновую корочку.
Траверсом идем налево после первых четырех дюльферных веревок.
Спуск с Ортокары. Валим на три такта вниз, после дюльфера через большой берг.

Через несколько сотен метров вполне комфортного спуска подошли к перегибу с разломом, крутизна склона выросла до 35 градусов и появился лед. Разлом обошли справа, затем на три такта слезли до выполаживания и траверсом резко ушли направо, в сторону правой ветви ледника Шаурту. На стыке ветвей ледника находится зона сложных заснеженных разломов, которую мы стремились по-возможности обойти. Шли одновременно, трещины и разломы, коих было предостаточно, перелезали с попеременной страховкой. Пробки в разломах сильно раскисли, несколько раз лидер проваливался, но застревал рюкзаком или руками, после чего самостоятельно выскакивал обратно. Постоянный поиск проходов и тропежка, в купе с отвратной погодой (заряды дождя, туман) привели к сильному снижению темпа движения группы.

Связкой валим в направлении пологой правой ветви ледника Шаурту.
Ледник Шаурту. Топаем вниз. Стало существенно положе.
Ледник Шаурту.

После очередной трещины, которую первый в связке просмотрел на сотню метров вниз через оставленную им же дырку, решили воткнуться в первом подходящем месте, а назавтра пройти остатки ледопада по промерзшему снегу и свежаком проломиться как можно дальше по реке Гара-Аузсу. Место нашлось на подушке у края разлома, под прикрытием внушительного ледового бруствера, который укрывал нас от возможного ледяного привета сверху. До пологой части правой ветви ледника Шаурту мы не дошли метров 100. Лагерь получился смешной, со всех сторон окруженный разломами. Ходить вокруг палатки в кошках было обломно, поэтому мы переоделись в кроссовки и далеко в туалет не отходили :)

Ледник Шаурту. Почти дошли до пологой и неизломанной правой ветви ледника. Пробки раскисли, мы постоянно проваливались.
Ортокара западная. Левее седловины виден висячий ледопад, с которого вниз постоянно летят обломки. Вечером погода стала получше.
Ледник Шаурту. В месте соединения ветвей ледника.

Время 19-00, высота 3700м. Набрали 590м, скинули 540м и прошли 6 км за 11 часов. Воды, понятное дело, не было, топили снег. Как только мы встали лагерем, погода, словно издеваясь над нами, резко улучшилась. Облачность полностью исчезла, сильный ветер стих. На небе появилась луна, и похолодало, что было очень хорошо для нашего завтрашнего броска :)

Наш лагерь в ледопаде под Ортокарой.


Разделитель

top



13 июля, день 9. Ледник Шаурту, река Тютюргу-Су, река Гараауз-Су.

Подъем в 7-00, выход в 9-45. Облачность переменная, но есть тенденция к улучшению.

Вид вниз на ледник Шаурту из лагеря в ледопаде.
Дюльфер из лагеря через разломы.
Правая ветвь ледника Шаурту. Галопом бежим вниз, тут ровно и удобно!!!

С места ночевки повесили 10м перил по снежному ребру, подрезанному несколькими разломами. Съехали и в связке ушли вправо по мостам через разломы на правую ветвь ледника Шаурту. По нему бегом вниз. В верхней части ледник закрытый и безопасный, а в районе поворота, наоборот, открытый и сильно изломанный. В месте изгиба ледника, обходя разломы, поднялись на правый снежный борт и на три такта прошли косым траверсом около 70 метров 40° фирна.

Ледник Шаурту. Обошли поломанную часть и валим вниз.
Ортокара западная. Хорошо виден путь спуска. Съехав из под ледовых нависаний слева, прошли траверсом до огромного разлома и съехали через него в самом узком месте. Затем свалились вниз-влево на три такта, а потом резко ушли траверсом направо.
Перевалы (слева на право) Ортокара Восточная, Рыжий Пояс и Ортокара Западная.
Траверсом облезаем поломанную часть ледника Шаурту в месте его поворота.

К 12-10 вышли на правобережную морену ледника Шаурту и побежали в долину по слабо набитой тропе, идущей по гребню. От верхних Шауртинских ночевок тропа стала существенно лучше, затем, ниже нижних Шауртинских ночевок пропала, мы спустились в карман морены и около ручья устроили привал и обед. Светило солнце, ботинки сохли, в кружках был zuko, а Ортокара осталась позади.

Обходим поломанную часть ледника Шаурту, в месте его поворота.
Вид на перевалы Ортокара. Лопата слева - Салыннган-Тау, далее налево в хребте перевалы Ортокара Восточная и Западная. Затем, маленький и остренький пичек, вершина Ортокара.
Долина Шаурту. Валим вниз по морене.

После обеда вылезли на морену и двинулись вниз. Тропа появилась снова, но теперь нас заботила переправа через реку Шаурту. После того, как мы спустились с морены налево и вышли на правый берег реки, все мысли насчет брода отпали - перейти реку нереально, а существование моста в устье было под большим вопросом. Движение по берегу реки сильно затруднено растительностью, тропы практически нет. Через некоторое время кусты стали пореже, идти стало приятнее, начался настоящий лес, с большими деревьями, полянами и цветами. Перед довольно крутым спуском в долину реки Гара-Аузсу мы выскочили на неплохую тропу, которая привела нас к подвесному мостику. По нему в 14-50 мы перебрались на левый берег реки Шаурту и по широкой тропе минут за 10 добежали до нарзанных источников. Тут устроили большой привал. Нарзаны - это великолепно, настоящий подарок природы после нескольких дней на талом снеге!

Нарзаны.
Вид на вершины Салыннган-Тау и Шаурту и перевалы Шаурту из долины Гара-Аузсу.
Переправа через Шаурту. Мостик на самом деле хороший. Но весной его точно смыло :)

От нарзанных источников ушли вверх по хорошей тропе через лес. Постепенно тропа прижалась к правому берегу реки Гара-Аузсу, а еще через некоторое время уперлась в старый моренный вал и раздвоилась. Мы выбрали верхнюю тропу, но вскоре она практически исчезла, так как лес сменился крупными камнями с травкой. На берегу нас бодрой рысью догнал патруль пограничников. Оказалось, мы проскочили мимо их секрета, а они не сразу заметили группу. Проверка пропусков отняла около получаса. Заодно пограничники сообщили нам, что режим контртерростической операции в долине Адыр-Су еще не отменен, и крайне не советовали идти туда после Башиля :( После встречи с погранцами по осыпным склонам вдоль реки дошли до крупного моренного вала, повернули налево и по ручью забрались наверх. На валу обнаружились отличные, покрытые мхом площадки, на которых мы и поставили лагерь около половины шестого. Это был единственный по настоящему приятный и комфортный вечер за весь поход. Без дождя и хмари на небе, с водой и возможностью погулять по окрестностям. Мы сварили себе горячего шоколада, и жизнь стала окончательно прекрасна.

Устье реки Шаурту, долина Гара-Аузсу.
Лагерь на моренном валу.
Вид на долину реки Гара-Аузсу. Фото сделано с места выхода тропы из леса. Слева виден моренный вал, на котором мы встали лагерем. Вдалеке - язык ледника Тихтенген, из-под которого вытекает Гара-Аузсу.

Время 17-30, высота 2600м. Скинули 1490м, набрали 400м и прошли 16 км за 6 ходовых часов.

Вечером в лагере.


Разделитель

top



14 июля, день 10. Ледник Южный Чат, подъем на перевал Чат (3А, 3860м).

Подъем в 7-00, выход в 9-10. Погода за ночь испортилась - на небе переменная облачность, по ощущениям скоро начнется дождь.

Ледник и вершина Тихтенген.
Ледопад ледника Тихтенген.
На леднике Тихтенген. Слева - ледопад, справа виден травяной склон, по которому нам предстоит лезть наверх.

Для того, чтобы подойти под Чат, нужно переправиться через Гара-Аузсу. От места ночевки мы прошли вперед метров 800, спустились к реке и попытались переправиться вброд в том месте, где она разветвляется на рукава чуть ниже выхода из-под ледника Тихтинген. Идея перейти вброд провалилась. Один из наиболее отчаянных участников разделся и полез в воду, но где-то в середине струи был вынужден сдаться. Реку перешли, вскарабкавшись на язык ледника Тихтинген, что отняло довольно много времени.

Гара-Аузсу. Вид на реку и долину реки Тихтенген с травяной ступени реки Кулак.
Лезем на по траве к озеру под ступенью ледника Южный Чат. Внизу - ледник Тихтенген, по которому мы перешли Гара-Аузсу.
Форсируем реку Кулак. На заднем фоне, слева слегка торчит Тихтенген.

С ледника косым траверсом поднялись на осыпной склон, где нашлась неплохая тропа. По ней вдоль правого берега реки Кулак бодро побежали наверх, в сторону ледника Кулак. Реку Кулак, как и Гара-Аузсу, на три такта пересекли в месте ее выхода из-под ледника Кулак (10 метров чехленого, 30 градусного ледника, страховка гимнастическая). Далее по осыпи поднялись на моренный взлет и двинулись вдоль орографически правого берега потока, вытекающего из-под ледника Южный Чат. Поток перепрыгали по камням в первом попавшемся удобном месте. К 10-30 вышли к небольшому и очень живописному озеру, на берегу которого устроили большой привал. На озере, к своему удивлению, встретили стадо бычков. По-видимому, их загнали сюда на все лето, и они очень хотели пообщаться с людьми. Быки, наверное, ничего плохого не хотели, но изрядно досаждали своим назойливым вниманием :)

Обходим скальную ступень Южного Чата по полке.
Скальная ступень и ледопад ледника Южный Чат.
Подходим к ледопаду Южного Чата.

От озера виден высокий скальный уступ, с которого свисают ветви ледопада ледника Южный Чат. Выглядит он неприятно: крутой гранитный лоб, с середины которого начинается рваный ледопад, плюс довольно прилично сыпет. Но мы, как всегда, проскочили на халяву. Справа по ходу есть свободная ото льда скально-осыпная полка, по которой удалось обойти всю нижнюю часть скального пояса по конгломератным склонам, лавируя среди ручьев. В верхней части пришлось пролезть метров 100 по мокрым скалам, но они не крутые, градусов 30-35. Скалы простые, лезли свободно. При переходе со скальной полки на тело ледника был довольно стремный участок чехленки с трещинами. Лед не крутой (25°), но свежий чехол на нем почти не держится, поэтому усвистеть можно далеко. Искали проход, слушая скрипы и стоны ледопада и наблюдая камни, которые висели на честном слове над нашими головами. Неприятное, в общем, местечко :)

Скалы на ступени ледника Южный Чат. Лезли свободно, скалы простые, но местами, конечно, мокрые!
Чехленый ледник над ступенью ледника Южный Чат. Чехол подвижный, довольно опасный. Нам повезло, но тут, в принципе, возможны масштабные обвалы.
Выходим на ступень ледника Южный Чат.

А погода тем временем стала стремительно портиться. Видимость упала, послышались раскаты грома. Стало понятно, что пора выбираться из ледопада. Мы связались и побежали наверх. Чуть выше ледопада нас накрыло первым градо-ливневым зарядом. Град был хороший, крупный. Он практически оглушал, молотя по каске, и напрочь отбил все плохо защищенные части тела, в особенности кисти рук. Пока мы, побитые и подмокшие, топали наверх по пологому закрытому леднику к хорошо заметному скальному острову, нас накрыло градом еще дважды. Видимость была поганая, периодически приходилось ждать просветов.

Ледник Южный Чат. Непогода. Бредем под снегом и градом по леднику в стороны перевала Чат.
Вторая ступень ледопада Южного Чата. Обходится на халяву. Сначала налево, а затем, у скального острова, вправо.
Проходим вторую ступень Южного Чата.

Скальный остров обошли справа по ходу, прошли перегиб и двинулись, забирая влево, в сторону седловины перевала Чат. Надо заметить, что на подходах к Чату множество локальных цирков и контрфорсов, что делает ориентирование нетривиальным, особенно в плохую погоду. В какой-то момент, во время кратковременного прояснения слева открылся вид на седловину перевала Бодорку, что позволило нам уверенно сориентироваться. Далее двинулись вправо-вверх вдоль небольшого скального хребтика и вышли в верхний цирк нашего перевала.

Где-то недалеко от верхнего цирка перевала Чат.
Вид вниз с ледника Южный Чат.
Выходим в верхний цирк перевала Чат.

Перевальный взлет снежный и простой, преодолели его быстро. Сама седловина скальная, сильно заснеженная. Палатки воткнули на подготовленных площадках на самом краю снежного поля в 15-20. Погода стала чуть-чуть получше, иногда даже солнце проглядывало, но спуск с Чата просмотреть не удалось. Было видно, что метров на 200-300 вниз уходит крутой (40°) ледяной свал, а ниже - сплошное облако, сквозь которое иногда проглядывали куски зверского рваного ледопада.

Перевал Чат. Вид на финальный влет перед верхним цирком перевала.
Перевал Кайсына Кулиева (Болдошке). Сидим, курим бамбук. Ждали погоды, так как было ничего не видно. Дождались!

Вечером опять пришла гроза. Когда пришел первый шквал, мы все вместе сидели в большой палатке. Ударом ветра ее практически уложило, народ схватился за дуги. Один из участников рванул во вторую палатку, и, как оказалось, вовремя. За те десять секунд, что он бежал на четвереньках из одной палатки в другую, он вымок до трусов и почти улетел с Чата вслед за всякой плохо припрятанной мелочью. В течении следующих 10 минут мы сидели, уперевшись в стенки палаток и ухватившись за дуги руками, с трудом сопротивляясь натиску ветра. После того как ураган закончился, выяснилось, что тяжеленные камни, к которым были привязаны оттяжки палаток, съехали со свои мест сантиметров на 20-30. Короче, жесть была полнейшая, тем более, что ветром нас сдувало именно в направлении пропасти :)

Спуск с перевала Чат. Вид с седловины. В принципе просматривается вся техническая часть.
Пик Баумана. Вид из лагеря на перевале Чат.
Артем. На седловине Чата.

Высота 3860м. Набрали 1360м, скинули 100м и прошли 6 км за 4,5 ходовых часа. Воды жидкой нет, топили снег. Погода ночью была ветреная, с дождем и снегом. Спали в пол-глаза, упираясь для верности в стенку палатки разными частями тела и просыпаясь от каждого порыва ветра.

Лагерь на седловине перевала Чат.
Лагерь на Чате.


Разделитель

top



15 июля, день 11. Спуск с перевала Чат (3А, 3860м).

Подъем в 5-00. Погода - полная жопа. Ветрено, вокруг облако, внизу ничего не видно. Приготовили завтрак, съели его и стали ждать. Сидеть на седловине очень не хотелось, поэтому в 9-10, воспользовавшись небольшим улучшением погоды, начали спуск.

Верхняя станция на седловине перевала Чат. Начали дюльферять. Народ уходит по веревке во мглу :)
Утро на Чате. Погода шепчет..
Дюльферяем с Чата. Один из двух разломов на четвертой полуверевке.

С правой стороны седловины повесили три с половиной веревки вертикально вниз. Первые две на буре-самовыверте, третью - на ледорубном кресте, четвертую - на ледовой проушине. Крест насилу выдрали, хороший получился :) Крутизна склона порядка 40°; верхние 2 веревки - чистый лед, третья – снежная, последние 20м четвертой веревки были провешены через два довольно больших и очень неприятных разлома.

Слезаем с Чата. Ждем погоды. Грустно и ничего не видно.
Подошли к нижней сильно поломанной части ледника Северный Чат. Активно зырим влево, примериваясь как бы половчее траверснуть. В результате двинули к окончанию скальной стены, видному в левом верхнем углу.
Перевал Чат. Непогода.. Где это точно сказать трудно... видимо до траверса, ближе к левому борту ледника.

На выполаживании связались и потопали вниз одновременно. Крутизна постепенно упала до 20°, но погодное окно закончилось. Видимость упала до 30-40 метров, а периодически падала и до 10м, так что было видно только соседа по связке. Приходилось постоянно останавливаться и дожидаться локальных прояснений, иначе было не сориентироваться. В верхней части шли, придерживаясь левого борта, затем резко повернули направо, обходя два широких разлома. Тут появился лед, местами пришлось страховаться попеременно. В 12-30, спустившись на три такта к перегибу ледопада вдоль его правого борта, мы, насколько позволяла видимость, просмотрели возможный путь спуска. Нас ждала каша из ледовых разломов и жандармов в большом и крутом ледопаде. На преодоление этого участка запросто могло не хватить светового дня. Обдумав такие нерадужные перспективы, мы решили уйти траверсом к левому борту, где угадывался крутой, но не поломанный кусок ледника.

У окончания скальной стены. Отсюда повесили три веревки через два бергшрунта.
Второй берг. Он быль реально хороший, плохо забитый и здоровый.
Спуск с Чата. Лидер подходит к краю огромного бершгрунта, после поворота скальной стены у левого борта ледника.

Траверсом в связках подошли к левому борту. Затем одновременно, на три такта спустились по гребешку над разломом и далее ушли влево-вниз до поворота скальной стены. После поворота, в 12-50 начали вешать перила на крутом (40°) снежно-ледовом склоне. Первую веревку повесили косо вниз и влево к перегибу над хорошо просматриваемым бершгрундом. Вторую короткую (20м) веревку кинули через разлом на снежную подушку перед еще одним, с виду очень большим бергом. Третью веревку провесили через этот разлом, который оказался лишь частично забитым, с двухметровым карнизом и почти десятиметровым превышением. По веревке съехали на фирновый склон крутизной 35 градусов. Отсюда траверсом в связке приспустились влево-вниз до выхода крутого чистого льда слева от разломов. К этому моменту опять полностью пропала видимость.

Топаем вниз вдоль скальной стены. Скоро стена повернет и мы начнем вешать веревки.
Спуск с Чата. Вид на последние три веревки. Хорошо видно что стреляет с Чата просто чудовищно. Станцию на льду отрыли примерно там, где сейчас стоит наш руководитель.
Первая дюльферная веревка по льду. На спуске в нижней левой части ледника Северный Чат.

Было слышно, что на льду очень сильно сыпет, поэтому станцию сделали на ледобурах под небольшим ледовым гребешком, который прикрыл нас от обстрела. Суммарно на льду повесили 3 полные веревки, крутизна льда - около 40-45°. Вторую станцию сделали под прикрытием большого и надежного камня, который реально нас спас... Бур самовыверт наверху застрял, поэтому пришлось лезть наверх. Пока один из участников сдергивал перила, остальные уворачивались и хоронились от крупных и ОЧЕНЬ быстрых камней. Вторую веревку пустили вниз по льду, а потом вправо по 70° скале, закрепив ее на ледовой проушине. Третью станцию сделали на бурах под прикрытием отвесной скальной стенки. Третью веревку пустили по скале и далее через небольшой разлом на фирновый гребешок. Внизу собрались, связались и пошли в направлении пологой части ледника. Осталось преодолеть еще один здоровый разлом, подрезающий снизу всю левую часть ледопада. Единственный однозначный мост через него был расположен слева и простреливался настолько сильно, что идти по нему не возникло ни малейшего желания - кого-нибудь точно убило бы. Поэтому мы отыскали одинокое и довольно стремное фирновое перо, по которому и переползли через разлом с попеременной страховкой. Как только мы преодолели разлом, пошел мокрый снег, а видимость снова упала до 30 метров.

Последний участник дюльферяет с Чата на пологую часть ледника.
Последний дюльфер со станции под прикрытием скальной стеночки.
Под перевалом Чат. Погода сводит с ума..

Ура! Погода, конечно, была отвратная, но мы СЛЕЗЛИ С ЧАТА!!! И были не только живы, но и целы :) Время 16-00. Под снегом, который скоро стал скорее дождем, мы наугад пошли примерно вниз-вправо, надеясь выскочить на правобережную морену и добраться до приличных ночевок. В конце концов нам надоело пилить неизвестно куда под проливным дождем и по колено в мокром снегу, и в 17-00 мы разбили лагерь на снежной подушке среди крупных валунов, так и не дождавшись прояснения. Часа через полтора облачность поднялась, и мы увидели, что не дошли до морены метров 300. Кроме того, стала видна нижняя часть ледопада Чата. Хорошо, что мы не полезли справа - точно заночевали бы где-нибудь там! За ужином решили, что если погода завтра будет хорошая, то сразу побежим в Уллу-Тау, который теперь отделял от нас только простой перевал Грановского, а если погода будет дрянь - то просто подойдем под перевал.

Нижняя часть ледопада перевала Чат. Фото сделано из лагеря, недалеко от правобережных морен ледника Северный Чат.
Как только мы слезли с Чата, погода опять испортилась.
Лагерь под Чатом.

Высота 3000м. Сбросили 860м и прошли 4 км за 7 часов. Жидкой воды не было, талый снег уже достал. Ночью дождь шел не переставая. Все как обычно :(

Наш лагерь под перевалом Чат.


Разделитель

top



16 июля, день 12. Ледник Северный Чат, река Башиль-Ааузсу, ледник Башиль.

Погода утром была поганая: облака, дождь, поэтому мы не торопились - встали в 9-00, а вышли в 11-00.

Из лагеря прошли 300 метров до распадка между правобережной и центральной моренами. Далее по этому распадку вдоль небольшой речки за 15 минут вышли к перегибу, на котором расположены хорошие площадки. Не повезло нам вчера :) Отсюда повернули налево и по хорошей тропе, под дождем, начали спуск в долину Башиль. Путь от лагеря до долины занял 50 минут.

Перевал Чат. Вид на путь спуска с левого борта ледника Бишиль. Седловина скрыта в облаках.
Спускаемся к леднику Башиль.
Нижняя часть ледника Башиль.

Далее двинулись вверх вдоль реки Башиль-Аузсу по слабозаметной тропе, идущей по травянисто-осыпным склонам в сторону языка ледника Башиль. Поломанную нижнюю часть ледника обошли слева по временами пропадающей тропе. Примерно через 40 минут выбрели на пологое тело ледника и по нему перебрались к левому борту долины. Ледник открытый, совсем пологий. Дождь усилился. Стало понятно, что в Уллу-Тау мы сегодня не пойдем, а будем сидеть в палатке на озере и пытаться сохнуть :(

Вид на ледник Башиль. За скальной ступенью находится ледник Западный Башиль.
Евгеша. Погода - дрянь, в Уллу-Тау мы не идем, пива не будет :(
Ледопад ледника Башиль.

Далее начали подъем по хорошо набитой тропе вдоль левого берега потока, стекающего с ледников Северный и Западный Башиль. После того, как мы вылезли на выполаживание, выяснилось, что поток сильно раздулся от постоянных дождей. С переправой возникли некоторые сложности. Несколько выше удалось найти сужение русла, перекрытое огромным камнем. По нему мы и перебрались на правый берег. Далее двинулись налево вверх, в сторону крупной правобережной морены ледника Северный Башиль. На высоте 3070м в кармане морен ледников Северный и Западный Башиль находится озеро со стоянками.

На теле ледника Башиль.
Лезем на скальную ступень к леднику Западный Башиль. На заднем плане - ледопад ледника Башиль.
По тропе лезем на ступень к Западному Башилю.

В 14-30 под дождем разбили лагерь на озере. Все площадки были густо засыпаны турьим говном. Высота 3070м. Сбросили 300м, набрали 370м и прошли 8 км за 3 ходовых часа. Сидеть в палатках уже нету сил! Дождь шел до вечера. В 20-00 появились просветы, а с ними и новые надежды на улучшение погоды.

Стоянки на озере в 3070. Озеро расположено в кармане морен на стыке ледников Северный и Западный Башиль. На заднем плане торчит край ледопада ледника Северный Башиль.


Разделитель

top



17 июля, день 13. Ледник Башиль, перевал Грановского (2А, 3859м), река Адыр-Су, а/л Уллу-Тау.

Подъем в 6-00, выход в 7-50. Погода - ни то ни се: облачность переменная, ветрено, но дождя нет.

Вид на леднк Башиль. Самая высокая вершина - пик Бодорку. Левее и ближе - пик Баумана, от которого еще левее - седловина перевала Чат.
Ледник Западый Башиль. Валим на перевал Грановского.
Каракая. Вид с ледника Западный Башиль.

От озера спустились на ледник, связались и ломанули наверх, забирая влево по ходу в обход разломов на перегибе ледопада. В верхней части ледник закрыт, трещины забиты снегом. Бежалось хорошо и весело. Дождя не было, небо стало светлеть. Над ледопадом свернули вправо, ориентируясь на широкий проход между скальным островом и второй ступенью ледопада. Вторая ступень фирновая, градусов 30. Проскочили ее также в связке с одновременной страховкой. Из верхнего цирка, практически не останавливаясь, подгоняемые мечтами о пиве, двинули к седловине, которая до последнего момента оставалась скрытой за поворотом.

Западный Башиль. Башню, хорошо видимую впереди обошли слева по ходу.
Под перевалом Грановского. Спарава частично видна башня. Седловина перевала справа, за поворотом.
Перевальный взлет перевала Грановского.

На перевал вышли в 9-50 (чистого ходового времени 1 час 40 минут). На седловине конкретно дуло, поэтому мы немного подурачились и, опять-таки в связке, побежали вниз. Сначала по пологому, затем по более крутому фирну мы выскочили на снежный гребешок. С перемычки ушли траверсом вправо-вниз, в обход подрезающего склон разлома. В правой части разлом забит, крутизна до 35°, около 40 метров слезли на три такта с попеременной страховкой.

Выходим на перевал Грановского. На заднем плане торчит Башиль-Тау.
Пепяка-Дэнс на перевале Грановского.
Спуск с перевала Грановского. Мы спустились по снежному гребешку в направлении скальных выходов, а затем свернули направо.

Техника на сегодня кончилась, но пиво еще далеко! Спиной к склону мы помчались вниз. Погода улучшилась, вышло солнце! Ледник обогнули по широкой дуге справа налево, обходя трещины. Далее побежали вдоль правого борта по закрытому, потом открытому и далее покрытому конгломератом леднику. Через 30 минут повернули вправо и поднялись на гребень правобережной морены. Отсюда началась хорошая тропа. На выполаживании перед началом верхней устьевой ступени устроили короткий обед. Жизнь наладилась окончательно: солнце, альплагерь на горизонте. После обеда по тропе пошли вниз. Тут нас поймали пограничники и проверили документы. К 12-30 мы прибыли в Уллу-Тау. Чистого ходового времени от седловины перевала Грановского до альплагеря ушло 2 часа.

Слезаем с Грановского. На спуске со снежного гребешка немного прошли на три такта.
Долина Адыр-Су. Слева видны ледники Адыр-Су, Уллу-Тау и Гарваш. По центру - гора Уллу-Тау.
В долине Адыр-Су.
Подходим к альплагерю Уллу-Тау.

Высота 2350м. Набрали 690м, скинули 1410м и прошли 14 км за 4.5 часа. Во второй половине дня пошел дождь, пришлось срочно прятать снарягу и одежду, в изобилии разбросанную вокруг нашей комнаты для просушки.

В Уллу-Тау.


Разделитель

top



18 июля, день 14. Альплагерь Уллу-Тау.

Андрюша. Перец - наше все!
В альплагере Уллу-Тау.
Уллу-Тау. Пиво и хичины!.

Погода супер. Все высохло до звона, а мы пьянствовали и разлагались. Хочется отметить два момента. Во-первых, в левом кафе у толстой тетки нас постоянно норовили обсчитать, что сильно удивило и раздосадовало. Лучше есть хичины и прекрасный шашлык в соседней кафешке правее. Здесь к хичинам давали здоровую тарелку соуса, а шашлык был сделан из МЯСА молодого и очень вкусного барана. Во-вторых, хочется сказать спасибо лично Ким-Кирилычу, который радушно нас принял и помог разобраться с графиком альпинистских восхождений на Тютю, чтобы мы никому не помешали. В Уллу-Тау мы пополнили запас провизии, так как заброску сюда не отправляли. В общем и целом, все необходимое можно купить прямо в альплагере, за исключением сублимированного мяса, которое мы принесли с собой из Безенгов.

Гора Уллу-Тау, перевал Гарваш и гора Чегет-Тау. Вид из альплагеря.
Палаточный кемпинг в альплагере Уллу-Тау.
Жилые домики в Уллу-Тау.
Уллу-Тау и Чегет-Тау из альплагеря..


Разделитель
Правый стоп Ваше имя: Левый стоп
Ваш комментарий:

Введите текст, который Вы
видите на картинке:

Искаженная надпись

Разделитель
Картинка из Футурамы
Я хочу создать расу атомных супермонстров с восьмиугольными телами, которые высосут всю кровь!

PageRank Яндекс ТИЦ Valid HTML 4.01 Transitional