на главную
Левая скобка Верхняя Балкария - Тырныауз.
Горный поход 5 кс, июль 2009 года
Общая информация.
Правая скобка


Ледник Крумкол. Вот такая погода была нормой для нашего похода.


Характеристика маршрута
Пройденные перевалы
Часть первая, акклиматизационная. Верхняя Балкария -- альплагерь Безенги
Часть вторая, основная. Альплагерь Безенги -- альплагерь Уллу-Тау
Часть третья, заключительная. Альплагерь Уллу-Тау -- Тырныауз



Разделитель

top



Общая характеристика маршрута.

Маршрут на карте. Карта скачана с сайта <a href="http://caucatalog.narod.ru/">Михаила Голубева</a>, за что ему большое спасибо!

Нитка Маршрута. Маршрут был поделен на три части:
Часть первая: п. Верхняя Балкария -- р. Черек Балкарский -- р. Тютюн-Су -- пер. Туристов Грузии (2А, 3668м) -- пер. Скалистый (2Б, 3910м) -- ледн. Крумкол -- пер. Селла (3А,4449м) -- ледн. Селла -- ледн. Безенги -- а/л Безенги
Часть Вторая: а/л Безенги -- ур. Баранкош -- пер. Кель (1А, 3648м) -- пер. Ортокара вост. (3А, 4190м) - траверс до пер. Рыжий пояс (3А,4230м) (связка 3А, суммарно) -- ледн. Шаурту -- р. Тютюргу-Су -- р. Гара-Аузсу -- р. Кулак -- ледн. Юж. Чат -- пер. Чат (3А, 3860м) -- ледн. Сев. Чат -- р. Башиль-Ааузсу -- ледн. Башиль -- пер. Грановского (2А, 3859м) -- р. Адыр-Cу -- а/л Уллу-Тау
Часть третья: а/л Уллу-Тау -- р. Куллумкол-Су -- пер. Шогенцукова (1Б, 3605) -- ледн. Зап. Тютю -- пер. Куллумкол (1Б, 3605) -- в. Тю-Тю Зап. Вторая (2А, 4420м) -- пер. Куллумкол (1Б, 3952) -- ледн. Зап Тютю -- пер. Шогенцукова (1Б, 3605) -- ледн. Джайлык -- пер. Суворова (3А, 4060м) -- ледн. Тютю -- р. Тютю-Су -- р. Баксан -- г. Тырныауз.

Пила маршрута.

Общее время - 18 дней, из них 2 дневки, 10 полных ходовых дней и 6 полудневок. Суммарный набор высоты около 12300м, суммарный сброс - 12600м, общая протяженность маршрута около 170 км. Во избежание путаницы и для большей точности мы решили ориентироваться в описаниях не на абстрактное и весьма скользкое "чистое ходовое время", а на полное время, потраченное на прохождение участков. То есть указывали, во сколько мы были там-то и там-то, причем отсечка производилась по последнему участнику группы. Каждый вечер мы скрупулезно записывали время, а при составлении отчета также пользовались метаданными фотографий, сделанных фотоаппаратом со специально выставленным временем. Для получения дополнительной информации можно выкачать фотки из отчета - больше половины из них фотошопом не обрабатывалась, поэтому EXIF на насте.

Пакуем жратву.
В Москве. Садимся в поезд.

Как и в 2007 году, когда мы прошли на Кавказе горную четверку, поход задумывался как Light&Fast мероприятие в расслабленном формате. Это предполагает минимум ишачки по долинам, максимум интересных технических элементов с легкими рюкзаками, не ранние подъемы и полудневки с игрой в дурака - короче, фан. С собой, как всегда, ничего лишнего, веревки - тонкие, железки – легкие, спальники – не тяжелее 600 г. Пара палаток: мембранная экспериментальная однослойка из эвэнта (2-х местная), любезно предоставленная компанией Sivera, весом 1560 грамм вместе со всеми веревочками, а также перешитый Беркут Шторм 3 (3-х местный), весом 2870 г. Суммарно поменьше четырех килограмм общественного снаряжения на человека. Еды взяли нормально, из расчета 600 грамм на человека в день. Все заранее взвесили и расфасовали. В результате, в самые тяжкие времена вес рюкзаков составлял около 18 килограммов, не считая отдельных маньяков с их фототехникой :) Подробнее о снаряжении и о том, что мы про него думаем, читайте в отдельной статье, которую мы все еще пишем :)

Панорамный вид с перевала Ортокара Восточная.

Заказ пропусков в приграничные горные долины и заповедники, а также трансфер до начального пункта похода мы произвели заранее, списавшись с Борисом Саракуевым (8 928 950 3868, bezonec@list.ru). Такой подход позволяет избежать непредусмотренной траты денег и времени. С покупкой газа в Нальчике в прошлый раз чуть не случился казус, поэтому в этот раз везли его контрабандой из Москвы. Благо много газа не требовалось, так как мы использовали горелку Primus Eta Power, которая ощутимо экономит топливо.



Разделитель

top



Несколько слов о пройденных перевалах.


Перевал Туристов Грузии (2А, 3668м).

Верхняя часть долины реки Тютюн. Отмечен путь подъема на перевал по правобережной морене.
Вид из долины Черека Балкарского. Отмечен путь подъема в долину реки Тютюн.
Перевал Туристов Грузии. Отмечен путь подъема на перевал.

Перевал несложный, но довольно живописный. Стоит отметить относительную труднодоступность долины реки Тютюн-Су из-за совершенно адских кустов на подходах. На перевале вполне можно встать лагерем, но воды нет.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Скалистый (2Б, 3910м).

Путь спуска с перевала Скалистый.
Вид на седловину перевала Скалистый с перевала Туристов Грузии.
Спуск с перевала Скалистый. Вид с ледника непосредственно под перевалом. Седловина не просматривается.

Перевал соответствует 2Б категории трудности, однако технически не слишком сложен. Стоит признать, что в отсутствие снега прохождение перевала будет угрожать более высоким уровнем камнеопасности, чем это было в нашем случае. На седловине есть нормальные площадки.

Вид на перевал Скалистый из лагеря в кармане морены на леднике Крумкол.
Вид вниз с ледника под перевалом Скалистый. Отмечен путь до ночевок в кармане морены и далее к перевалу Селла.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Селла (3А,4449м).

Ледник Крумкол. Отмечен путь движения к ночевкам и далее по леднику в направлении перевала Селла.
Вторая ступень ледопада ледника Крумкол. Отмечен путь нашего движения.
Третья ступень ледопада ледника Крумкол и перевальный взлет перевала Селла.

Технически несложная, но красивая и разнообразная 3А. Хороший вариант для первого определяющего перевала в походах пятой категории сложности. Седловина узкая, встать лагерем негде. Прохождение восточных склонов после начала камнепадов крайне опасно, сыплет сильно. В случае начала камнепадов относительно безопасным будет движение по контрофорсу слева по ходу. Стоит отметить ухудшение ледовой обстановки на перегибе нижней ступени ледника Селла. Кроме того, спуск на тело Безенгийского ледника с правобережной морены в этом году было заметно осложнен обрушением части тропы на скальных лбах.

Путь подъема на перевал Селла.
Ледник Селлы. Отмечен путь спуска с перевала Селла.
Спуск с перевала Селла. У перегиба ледопада мы забрали вправо и съехали по перилам.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Кель (1А, 3648м).

Урочище Барранкош. Отмечен путь подъема под перевал Кель
Вид на верхний цирк перевала Кель с ледника Безенги.
Перевальный взлет перевала Кель.

Перевал соответствует несложной 1А. Гребень в районе перевала очень красив и необычен для Кавказа, ради одного этого можно туда сходить. На седловине сильно дует со стороны Цаннера, поэтому палатки лучше прятать.

В районе седловины перевала Кель.
Лагерь на перевале Кель. На заднем плане перевал Ортокара Восточная.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Ортокара Восточная (3А, 4190м), траверс до перевала Рыжий пояс (3А, 4230м).

Путь подъема на перевал Ортокара Восточная. Вид с седловины перевала Кель. Угадывающаяся дырка слева - седловина перевала Цаннер.
Вид на ледник Кель и путь подъема на перевал Ортокара Восточная.
Взлет перевала Ортокара Восточная.
Вид на ледник Шаурту с Седловины перевала Рыжий Пояс.

Стоит отметить, что прохождение траверса Ортокара Востояная - Ортокара Западная требует достаточно серьезной работы на скальном рельефе. Прохождение траверса, а также ночевка на хребте может быть нецелесообразна в плохую погоду. Связка данных перевалов получается очень красивой и интересной, она соответствует сильной тройке А, а может быть и Б - в зависимости от обстановки и погоды. Подъемный Кулуар на Ортокару Восточную может быть лавиноопасен, соваться туда после выхода солнца на склон также опасно из-за камнепадов. Спуск в долину Шаурту непосредственно с Ортокары Восточной связан с крайне нетривиальным ориентированием в ледопаде и опасен из-за ледовых обвалов. Путь спуска с перевала Рыжий пояс в долину Шаурту по технической сложности примерно соответствует спуску с Ортокары Восточной, но существенно более безопасен и очевиден. Спуск с Ортокары Западная несколько проще и намного логичнее. На гребне можно встать лагерем.

Путь спуска с перевала Рыжий Пояс и седловину перевала Ортокара Западная.
Ледник Шаурту. Подходим к поломанной части ледника, которую обошли по борту.
Спуск по морене вдоль реки Шаурту в долину реки Гара-Аузсу.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Чат (3А, 3860м).

Вид на ледник Тихтинген (слева). Справа вверху - ледник Южный Чат и пик Бодорку.
Скальная ступень ледника Южный Чат.
Ледник Южный Чат. Отмечен наш путь к перевалу Чат.
Выход в верхний цирк перевала Чат.

К сожалению, прохождение перевала было осложнено очень плохой погодой, однако некоторые выводы все же сделать можно. Перевал в настоящее время полностью соответствует 3А категории сложности. Несмотря на ярко выраженную односторонность, отнюдь не является простым и требует умения ориентироваться в ледопадах. Нижняя ступень ледопада слева предельно камнеопасна, необходимо держаться края открытой части ледника, с которой камнями сбивает снег. На седловине перевала бывают очень сильные ветра, возможно целесообразно выбирать более защищенное от ветра место ночевки.

Путь спуска с перевала Чат.
Траверс над перегибом ледника северный Чат, под перевалом Чат.
Нижняя часть спуска с перевала Чат.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Грановского (2А, 3859м).

Ледник Западный Башиль. Путь подъема на перевал Грановского.
У поворота ледника Западный Башиль.
Финальный взлет перевала Грановского.

На момент, когда мы его проскочили, находился на уровне слабой 2А, требовал движения в связках и единичного использования попеременной страховки.

Путь спуска с седловины перевала Грановского. Вид с тела ледника Адыр-Су.
Путь спуска с перевала Грановского. Вид с седловины перевала.
Спуск с перевала Грановского. Путь по леднику Адыр-Су.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевалы Шогенцукова (1Б, 3605м) и Куллумкол (1Б, 3952м).

Массив Тютю и путь подъема на перевал Куллумкол.
Подъем на перевал Куллумкол от ночевок на плече Шогенцукова.

Перевалы совсем простые и очень посещаемые, поэтому особенно подробно мы их описывать не будем. На Шогенцукова ведет тропа, так что не очень понятно, за что там вообще категория. Куллумкол несколько выше, красивее и техничнее, так что нормальная 1Б.

Более подробное описание можно почитать тут.


Перевал Суворова (3А, 4060м).

Подъем на перевал Суворова по леднику Джайлык.
Перевальный взлет перевала Суворова.
Путь спуска с перевала Суворова. Вид с седловины перевала.

Полностью соответствует 3А категории сложности. Очень техничный и красивый перевал, требующий хорошего владения навыками работы на скальном, снежном и ледовом рельефе, скорость прохождения перевала сильно зависит от навыков группы. Стоит отметить, что определяющая техническая часть перевала предельно камнеопасна после выхода на склоны солнца, а также во время дождя.

Первые две дюльферные веревки с седловины перевала Суворова.
Верхняя часть пути спуска с перевала Суворова. Вид с перегиба ледопада под перевалом. Седловина скрыта из-зпа плохой погоды. Возможно, в хорошую погоду ее будет видно.
Путь спуска с перевала Суворова. Вид с тела ледника Тютю. Седловина не просматривается.

Более подробное описание можно почитать тут.



Разделитель

2011-02-10 17:05:08   Болотин И.В.:

Господа caas-овцы, мне близок ваш спортивно-легкоходный стиль. После того, как встретил вашу группу в 2009 году в Верхней Балкарии (я был в группе Миши Голубева), сам в итоге стал легкоходом. Вы случайно не планируете какую-нибудь горную 6 к.с. в августе 2011 года? Было бы интересно присоединиться, поучаствовать :-) Мой опыт 5ГУ, 3ЛУ, 2ГР, 2ЛР, высота до 4810. К августу 2011 планирую иметь 3ГР и 5642. Болотин Игорь Владимирович, 1981 г. р., почта boblotini осбака yandex точка ru



Правый стоп Ваше имя: Левый стоп
Ваш комментарий:

Введите текст, который Вы
видите на картинке:

Искаженная надпись

Разделитель
Картинка из Футурамы
Спонсор cAAs.ru клоака-ком! Замая грязная связь на земле!

PageRank Яндекс ТИЦ Valid HTML 4.01 Transitional